Кузовной ремонт бизнес план. Бизнес-план малярно-кузовного цеха: необходимое оборудование и расчет затрат для старта
Уважаемые посетители сайта, ниже представлен пример бизнес-плана автосервиса с расчетами, который можно смело использовать для составления своего варианта. Образец легко адаптируется к любому городу, имеет файл с расчетами, в которые можно ввести собственные данные и получить результаты для своей ситуации.
Данный образец подготовлен специалистами с большим опытом работы. Если у вас возникнут какие-либо вопросы по данному бизнес-плану или по составлению бизнес-планов в целом, вы всегда можете задать их по почте, внизу в комментариях или нашей группе вконтакте.
Резюме
Цель бизнес-плана - открытие автосервиса, основным направлением которого будет ремонт автомобилей японского производства.
Местоположение
Открытие автосервиса планируется в г. Казань, в промышленной зоне города. Преимущество такого месторасположения в том, что, с одной стороны, оно обеспечивает хорошую видимость с дороги и дополнительный приток клиентов, а, с другой стороны, аренда помещений в таких местах достаточно низкая, что позволит снизить затратную часть предприятия.
Объем инвестиций и источники финансирования
Объем инвестиций в проект составит 1 500 тыс. руб., 70% из которых будет профинансировано за счет кредитных средств. Займ будет получен на три года под 20% годовых с дифференцированным графиком погашения.
Показатели окупаемости
На основании модели бизнес-плана автосервиса были расчитаны показатели окупаемости проекта, которые составили:
- срок планирования - 10 лет;
- NPV - 3 107 тыс. руб.;
- простой срок окупаемости - 3,6 лет;
- дисконтированный срок окупаемости - 4,3 лет;
В Н И М А Н И Е!!!
Практика показывает, что заказав бизнес-план у специалистов вы сэкономите время, увеличите качество готового документа в 4-5 раз и увеличите шансы на получение инвестиций в 3 раза.
Инвестиционный план
Помещение
Автосервис планируется разместить в уже имеющемся помещении, находящемся возле трассы. Для аренды помещения будет заключен соответствующий договор, в который будут также включены дополнительные коммунальные платежи по счетчикам (электроэнергия, вода, канализация).
В помещении ранее не находился автосервис, поэтому будут произведены дополнительные затраты на дооборудование помещения под предоставление автосервисных услуг. Стоимость данных работ составит около 100 000 руб.
Планируется, что предприятие будет оказывать следующий список услуг:
- ремонт подвески;
- ремонт тормозной системы;
- ремонт системы охлаждения;
- шиномонтажные работы;
- диагностика;
- ремонт рулевого управления.
В связи с необходимостью приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования, отсутствия квалифицированного персонала и площадей в СТО не смогут предоставляться следующие услуги:
- ремонт электрики;
- автомалярные работы.
Объем инвестиций
Для обеспечения предоставлямыхуслуг в автосервис будет приобретено следующее оборудование:
- Ремонтное оборудование
- подъемник (2 шт.) - 500 000 руб.
- стенд сход-развала (1 шт.) - 300 000 руб.
- наборы ключей и инструментов - 100 000 руб.
- оборудование для шиномонтажа - 250 000 руб.
- Оргтехника и программное обеспечение
- оргтехника - 40 000 руб.
- программное обеспечение (учетная программа) - 20 000 руб.
- Мебель
- мебель для клиентов - 100 000 руб.
- мебель для сотрудников (шкафчики, диванчик для отдыха, обеденный набор) - 30 000 руб.
- Рекламные материалы
- Вывеска - 60 000 руб.
Общая сумма инвестиций в открытие точки составит 1 500 000 руб.
План инвестиционных работ
Ход работ по обустройству помещения, закупке оборудования и мебели представлен ниже на диаграмме Ганта:
Хотелось бы отметить, что оборудование будет приобретаться в кредит. Условия погашения, процентная ставка будут рассмотрены далее в финансовой части.
Производственный план
Планировка помещения
Арендованное помещение имеет следующие комнаты:
- основной зал, где будет осуществляться ремонт автомобилей - 100 м2 (комната разделена на три части, каждый имеет свой въезд;
- комната приема клиентов - 20 м2;
- комната ожидания клиентов - 15 м2;
- комната приема пищи и отдыха персонала - 15 м2;
- комната управленческого персонала - 15 м2;
- комната хранения инструментов - 3 м2;
- комната хранения запчастей - 4 м2.
Планировка помещения автосервиса представлена ниже:
Наличие всех этих помещений позволит качественно предоставлять услуги, безопасно хранить дорогостоящее оборудование и запчасти, а также предоставить клиентам спокойно ожидать завершения работы по своему автомобилю.
Кроме этого, помещение имеет высоту потолков 4 метра, что позволит проводить ремонт нетолько легковых автомобилей, но джипов с микроавтобусами. Приобретаемое оборудование также будет соответствовать этим условиям.
Описание производственного процесса
Производственный процесс не будет отличаться от остальных, предоставляемых другими сервисами и будет примерно следующим:
- Клиент прибывает на СТО и сообщает об имеющихся нарушениях в работе автомобиля;
- Администратор СТО предлагает проехать клиенту на любое свободное место и оставить автомобиль, в это время передает всю информацию мастеру;
- Мастер диагностирует автомобиль и сообщает администратору и клиенту об имеющихся неполадках в автомобиле и необходимых работах. Администратор оценивает работы согласно ценника и программы и озвучивает предварительную стоимость услуг и стоимость приобретаемых запчастей клиенту.
- Если клиент соглашается - администратор заказывает запчасти и мастер начинает работу.
- После окончания работ (при отсутствии дополнительных работ) клиент оплачивает выполненные работы, забирает автомобиль и уезжает.
- При наличии скрытых дефектов, мастер снова озвучивает стоимость их исправления и администратор оценивает их стоимость.
Себестоимость услуг
Себестоимость работ составляет только заработная плата сотрудников СТО. Для мотивации персонала к увеличению производимых работ планируется внедрение сдельной оплаты труда, когда работнику отдается 40% от стоимости выполненных работ. Это позволит увеличить производительность работ и снизить необходимое количество сотрудников (чтобы больше зарабатывать мастера будут оставаться даже после окончания рабочего времени, чтобы закончить работу и увеличить свой заработок).
Время работы
Планируется, что СТО будет работать с 8-00 до 20-00 без выходных. Работы будут выполнять 6 мастеров, которые будут работать втроем с графиком 2 через 2 (два дня работают, два дня отдыхают).
Маркетинговый план
Местоположение
Автосервис размещается в промышленной зоне крупного города с населением свыше 1 миллиона человек. Рядом проходит дорога со средним потоком автомобилей. СТО хорошо видно с дороги, на него будет вести указатель, а также размещена вывеска с подсветкой, которая будет видна как днем так и ночью.
Анализ рынка
Спад экономики приводит к тому, что люди начинают меньше приобретать новых автомобилей и больше ремонтировать имеющиеся свои. Кроме этого, даже те, кто купил новый автомобиль будут больше ориентироваться на ремонт в частных мастерских чем в сервисных центрах автосалонов из-за высокой стоимости в последних. Все эти факторы позволят привлечь новых клиентов в наш сервис.
Предоставляемые услуги
В связи с большими различиями в ремонте автомобилей разных марок и, в связи с этим, необходимостью приобретения большого количества специализированного оборудования, наш СТО будет ориентироваться на владельцев автомобилей японского производства - тойота, ниссан, мазда и прочие. Как было сказано ранее в производственном плане нашего бизнес-плана наше предприятие за счет высоких потолков и ворот сможет обслуживать как легковые автомобили так и джипы с микроавтобусами, которые могут не вместиться в обычный небольшой сервис, что будет дополнительным плюсом нашего предприятия.
Конечно, при обращении граждан СТО будет обслуживать и автомобили отечественного производства в связи с тем, что ремонт этих авто не требует дополнительной специальной подготовки. Но, если загрузка автосервиса будет близка к 100%, при выборе между японским авто и отечественным предпочтение будет отдаваться первому.
Анализ цен конкурентов и ценовая политика
В городе имеются СТО, которые можно разделить на следующие типы:
- СТО при автосалонах, осуществляющие ремонт как по гарантии так и за деньги - стоимость нормочаса составляет примерно 1 200 руб.
- Крупные СТО, которые не относятся к автосалону какой-то марки, но предоставляющие услуги на высоком уровне - стоимость нормочаса составляет примерно - 1 000 руб.
- Средние СТО (к которому и будет относиться наш автосервис) - стоимость нормочаса составляет примерно 800 руб.
- мелкие и гаражные сервисы, где работают одиночки - стоимость нормочаса составлет от 600 руб. и ниже.
Как было указано ранее наш автосервис находится в нише средних СТО, и мы будем стараться держать цену нормочаса на уровне 800 руб.
На первые 3 месяца после открытия будет проводиться акция, которая позволит новым клиентам делать ремонт за 20% от стоимости. Это позволит завлечь новых клиентов в автосервис и увеличить денежный поток.
SWOT-анализ предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
Структура продаж и выручка
В первую очередь отметим, что спрос на услуги автосервиса имеет некоторую сезонность. По разным видам работ она отличается, но в среднем по нашим вбранным работам сезонность следующая:
Планируется, что структура предоставляемых услуг в выручке будет следующей:
- техническое обслуживание автомобиля (замена масла, свечей, фильтров и прочие мелкие работы);
- ремонт подвески;
- ремонт тормозной системы;
- ремонт системы охлаждения;
- шиномонтажные работы;
- диагностика;
- ремонт системы кондиционирования:
- ремонт рулевого управления.
Наименование работ | доля в выручке |
техническое обслуживание автомобиля | 10% |
ремонт подвески | 20% |
ремонт тормозной системы | 15% |
ремонт системы охлаждения | 10% |
шиномонтажные работы | 15% |
диагностика | 10% |
ремонт системы кондиционирования | 10% |
ремонт рулевого управления | 10% |
ИТОГО | 100% |
Распределение выручки по услугам представлено ниже на графике:
В связи с тем, что планируется приобретение 2 подъемников и 1 стенда для схода-развала, в автосервисе окажется всего три поста для ремонта автомобиля. Исходя из этого максимальный объем работ, который будет выполняться в автосервисе может составить 1 080 часов (3 поста х 12 часов работы в сутки х 30 дней в месяце). С учетом того, что стоимость работ составляет 800 руб./нормочас, максимальная выручка предприятия в месяц может составить 864 000 руб.
Планируется, что оптимальная загрузка предприятия составит около 70% или 604,8 тыс. руб., на которую мы выйдем через 2,5 года после начала финансирования. График выхода на оптимальный объем выручки представлен ниже:
на основании индексов сезонности, оптимального плана продаж, графика выхода на данный объем продаж и заложенной в расчет инфляции в 10% мы спрогнозировали выручку на 10 лет вперед, которая представлена в таблице ниже (тыс. руб.):
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
Выручка автосервиса | 3 696 | 8 012 | 8 813 | 9 694 | 10 663 | 11 730 | 12 903 | 14 193 | 15 612 | 17 174 |
Организационный план
Организационная форма
В целях ведения бизнеса планируется зарегистрировать ИП. Уплата налогов планируется по системе ЕНВД.
Штатная структура
Штатная структура автосервиса и окладные части заработной платы представлены в следующей таблице:
Должность | Оклад | Кол-во | Общие затраты | Премия |
Генеральный директор | 25 000 | 1 | 25 000 | 20% от прибыли |
Администратор | 20 000 | 2 | 40 000 | 10% от стоимости произведенных в его смену работ |
Автомеханик | 20 000 | 4 | 80 000 | 40% от стоимости произведенных работ |
Главный бухгалтер | 20 000 | 1 | 20 000 |
Итоговые отчисление на окладную часть заработной платы ежемесячно составляют: 165 000 рублей.
Общая численность персонала - 8 человек.На сегодняшний день имеется кандидатура на должность генерального директора. Претендент имеет опыт работы в ремонте автомобилей 25 лет, имеет опыт управления и ведения бизнеса, почему был выбран на эту должность.
Финансовый план
Налогообложение
Работа автосервиса возможна на ЕНВД, поэтому при планировании финансовых показателей мы будем использовать данную систему налогообложения. Оплата налога осуществляется с одного рабочего предприятия, сумма за человека равняется 12 000 руб./год.
Финансирование
Планируется, что инвестиционные расходы, которые мы планируем потратить на приобретение оборудования и открытие автосервиса будут профинансированы на 70% за счет кредита. Сумма составит 1 050 тыс. руб., срок погашения - 3 года дифференцированными платежами (погашение основного долга осуществляется равными платежами, проценты по начислению), процентная ставка - 20% годовых.
Предпосылки для планирования
Для построения модели были использованы следующие предпосылки:
- годовая инфляция - 10%;
- ставка дисконтирования - 11%;
- ставка НДФЛ - 13%;
- отчисления в социальные фонды - 34,2.
Доходы и расходы
Ожидаемый годовой оборот предприятия
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
Выручка автосервиса | 3 696 | 8 012 | 8 813 | 9 694 | 10 663 | 11 730 | 12 903 | 14 193 | 15 612 | 17 174 |
Затраты по укрупненным статьям с учетом показателя инфляции на планируемые 10 лет составят:
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
Заработная плата с начислениями | 3 306 | 6 616 | 7 153 | 7 745 | 8 395 | 9 111 | 9 898 | 10 764 | 11 716 | 12 763 |
Коммерческие расходы | 214 | 310 | 341 | 375 | 412 | 454 | 499 | 549 | 604 | 664 |
Производственные расходы | 132 | 215 | 237 | 261 | 287 | 315 | 347 | 381 | 420 | 462 |
Административные расходы | 229 | 373 | 411 | 452 | 497 | 546 | 601 | 661 | 727 | 800 |
Показатели эффективности проекта
На основании описанных ранее доходов, расходов, налогов и инфляции со ставкой дисконтирования была построена модель, с помощью которой рассчитаны показатели окупаемости бизнес-плана автосервиса:
Точки безубыточности предприятия , которая составила 2 024 тыс. руб. в год. Это говорит о том, что планируемый бизнес имеет достаточный запас прочности.
Устойчивость проекта
В целях проверки устойчивости модели на изменения различных факторов была построена модель с учетом изменения цен и расходов. Представленная ниже таблица отражает изменение показателя NPV при увеличении цен и расходов предприятия на соответствующие в таблице величины:
Как мы видим, наибольшее влияние на окупаемость автосервиса оказывают цены на услуги. Так, при снижении цен на 20% проект становится отрицательным.
Анализ рисков
Ниже мы рассмотрим риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность автосервиса:
- снижение доходов населения - может привести к снижению планируемой выручки;
- введение дополнитальных налоговых сборов, которые могут снизить прибыль предприятия при том, что выручка не изменится;
- введение санкций на импортные автомобили, что приведет к большому снижению клиентов.
Спрос на кузовной ремонт автомобилей был всегда, но скоро этот бизнес станет еще привлекательнее. Со следующего года вступает в силу Закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев, и у сервисных центров появятся постоянные солидные клиенты – страховые компании. Есть над чем задуматься.
По данным ГАИ РФ, в прошлом году количество крупных автомобильных аварий в стране увеличилось на 4,3% и составило 164,4 тыс. (о менее значительных происшествиях статистика умалчивает – известно лишь, что их на порядок больше). Ущерб от этих аварий, по данным Минтранса, достиг 200 млрд руб., то есть $6 млрд. Почти треть этой суммы – около $1,7 млрд – приходится на ущерб от повреждения транспортных средств.
Большую часть этих денег заработали фирмы, специализирующиеся на восстановлении разбитых автомобилей (в просторечии – "жестянка"). И это далеко не все доходы сервисных организаций. Они занимались еще кузовным ремонтом машин, пострадавших в мелких авариях, данные о которых не попадают в официальную статистику, а также теми, которым кузовной ремонт потребовался не по причинам ДТП.
Нет сомнений, что рынок "жестянки" в дальнейшем будет только расти. Объясняется это тем, что со следующего года вступает в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. А это означает, что число автомобилей, проходящих кузовной ремонт не в кустарных, а в полноценных сервисных центрах, заметно возрастет. И у самих центров изрядно прибавится как работы, так и денег.
Формальный дефицит
Насколько велико предложение, призванное удовлетворить спрос на "жестянку"? Достоверного ответа на этот вопрос в масштабах страны нет. Какие-то количественные данные, да и то не самые полные, существуют лишь для Москвы – от них мы и будем отталкиваться.
Итак, количество столичных автосервисов – разумеется, легальных, то есть поддающихся официальному учету,– колеблется, по данным московского правительства, в диапазоне 2,2-2,6 тыс. При этом начальник управления транспорта и связи столичной мэрии Александр Беляев, исходя из опыта развитых стран, считает, что Москве нужно около 10 тыс. автосервисов. Получается, что они в столице в страшном дефиците – их вчетверо меньше, чем требуется. Но это не совсем так: подавляющее большинство автолюбителей предпочитает восстанавливать свои машины в кустарных точках ремонта, созданных слесарями-одиночками, которые в официальной статистике никак не отражаются. Судя по всему, кустари успешно покрывают потребности столичных автовладельцев в "жестянке" – по крайней мере, долгих очередей на автосервисах не наблюдается.
Однако по мере роста доходов все большая часть автолюбителей склоняется к тому, что обслуживать и ремонтировать автомобили лучше в качественно организованных сервисах – пусть и более дорогих, но обеспечивающих более высокий уровень обслуживания. Так что у предприятий "жестянки", доля которых в общей массе автосервисов составляет примерно четверть, очень даже неплохие перспективы.
Баланс цены и качества
Самый массовый и наименее перспективный тип кузовных мастерских – это точки "гаражного" типа. Владелец такого сервиса, как правило, выступает в нем главным и зачастую единственным специалистом. Создаются такие предприятия не для того, чтобы построить устойчивый и рентабельный бизнес,– просто человек "с руками" не знает лучшего способа найти им применение. Соответственно, и ценообразование в таком бизнесе построено по принципу "лишь бы кто-нибудь купил". Первыми клиентами кустарного сервиса становятся родственники, коллеги и знакомые мастера, которые впоследствии рекомендуют его услуги своим знакомым и т. д. Конкурировать с автомобильными кулибиными на их поле – дело безнадежное. Это примерно как таксомоторному парку пытаться конкурировать с частниками – у последних услуги все равно будут дешевле.
В общем, сегмент low-end рынка "жестянки" с точки зрения бизнеса абсолютно непривлекателен. Справедливости ради заметим, что этот сегмент охватывает сервис по кузовному ремонту отечественных автомобилей практически целиком: владельцы "Жигулей" и "Москвичей", привыкшие к тому, что обслуживание машин обходится им недорого, к услугам качественно оборудованных сервисов прибегают крайне редко. "Правильно" организованным кузовным мастерским остается иметь дело лишь с иномарками. Кстати, сегмент рынка, связанный с иномарками, не так уж мал: по данным ГАИ, в 2000 году доля автомобилей иностранного производства среди легковых машин в России составляла 14,8%.
Бедные и богатые
Автосервисы по кузовному ремонту можно разделить на две группы. Фирмы первой группы вырастают из небольшого покрасочного производства без больших начальных инвестиций, за счет прибыли, получаемой от своей деятельности. Минимальный объем средств, необходимых для открытия такого производства, Артур Джабиев, мастер кузовной станции "Предтеча и Ко", которому когда-то пришлось составлять подробный бизнес-план для кузовного цеха, оценил в $35 тыс. В эту сумму входит минимум оборудования, достаточный для того, чтобы начать полноценную работу: окрасочная камера (часто самодельная) и недорогой стенд для правки кузовов российского производства. Качества ремонта на таком сервисе можно достигнуть сколь угодно высокого. Михаил Янушкин,
глава кузовного ателье "Кар-Системс": “Мы можем обеспечить отличный уровень работы, но ее стоимость при этом окажется настолько высокой, что выйдет за пределы потребительского спроса – попросту не найдется клиента, который согласится потратить такую сумму на ремонт своего автомобиля. Методом проб и ошибок мы вышли на такой уровень сервиса, который позволяет клиенту остаться довольным как его качеством, так и стоимостью”. Аналогичной точки зрения придерживается и Артур Джабиев: "Получается так: чем тщательнее на производстве следят за качеством, чем лучше на всех этапах соблюдают технологию, тем ниже рентабельность производства".
Планировать бизнес таких мастерских весьма трудно. В крупных автосервисах срок ремонта определяется исходя из необходимых для проведения тех или иных работ нормочасов (для этого существуют специальные справочники, в которых указано время, необходимое для каждой операции, если она выполняется с использованием типового оборудования). В маленьких мастерских владельцы определяют эти сроки исключительно на основе собственного опыта. К тому же здесь, как правило, нет снабженца, и поиском нужных для ремонта материалов и красок занимается сам маляр или жестянщик. Самое неприятное свойство таких фирм с точки зрения организации бизнеса – непредсказуемость загрузки. Целенаправленной рекламной кампании они не проводят – на это нет средств, да и рост объемов лимитирован "пропускной способностью" работающих там специалистов. Владимир Акимов, владелец небольшой компании по кузовному ремонту: “Сколько лет работаю в этом бизнесе, а так и не научился прогнозировать, когда придет клиент. Можно и в "день жестянщика" стоять без работы, а иногда и в мертвый, казалось бы, сезон автовладельцы валом валят”.
Получают доход такие предприятия главным образом на продаже труда мастеров. Зарабатывать на продаже запчастей или красок менеджеры сервисов не решаются, опасаясь, что наценка отпугнет клиентов. Соответственно, расходные материалы достаются автовладельцам фактически по той же цене, по какой их приобретали ремонтники.
В предприятиях второго типа (когда деньги изначально вкладываются в бизнес с целью получения прибыли) дело с самого начала ставится на широкую ногу. Прежде чем такой автосервис начнет работать, он оснащается современным импортным оборудованием. Олег Борода, независимый консультант, определяет объем начальных инвестиций в покрасочное производство в $50-70 тыс., примерно столько же нужно для организации кузовного цеха – то есть общий объем капиталовложений составляет $100-140 тыс. Но у таких фирм и возможностей заработка существенно больше. Во-первых, им удается "накручивать" 100% на стоимости лакокрасочных материалов. Дело в том, что на подобных предприятиях есть миксер для изготовления красок, а стоимость исходных материалов для них примерно вдвое ниже цены конечного продукта – собственно краски, необходимой для ремонта конкретного автомобиля. Во-вторых, не менее 10% сервис зарабатывает благодаря наценке на стоимость запчастей. Плюс, само собой, мастерская получает доход от непосредственной деятельности – то есть труда работающих маляров и жестянщиков. Да и поток клиентов в таких сервисах более стабилен, чем в мелких фирмах в силу большей известности компании: крупные автосервисы дают рекламу в прессе, а также рекламируют себя с помощью щитов и "растяжек".
Два часа по цене одного
По признанию независимого консультанта Олега Бороды, за время своей работы он побывал на пяти сотнях сервисов. И только в одном из них, по его мнению, производственный процесс можно признать организованным оптимально.
В условиях, когда мастерская с одной окрасочной камерой потенциально способна обслужить за день 5-6 машин, а на деле через нее проходит не больше двух, бессмысленно заниматься правильной организацией работы. Но у Олега Бороды есть свое решение проблемы нехватки клиентов: Достичь полной, прогнозируемой и регулируемой (без неожиданных всплесков и падений) загрузки автосервиса несложно – нужно заключить договор со страховой компанией. Конечно, страховщики предъявляют особые требования к партнерским сервисным компаниям – однако узнать эти требования и удовлетворить им вполне реально.
Второй секрет успешной работы сервиса от Олега Бороды таков: "Продажа каждого часа!" Любой уважающий себя сервис рассчитывает стоимость проводимых работ, исходя из перечня норм времени, необходимого на ремонт той или иной детали, приведенного в специальных справочниках (самый известный из них – Eurotax). Так вот, в среднем каждый нормочас в российских сервисах успевают выполнить лишь за два – иными словами, производительность труда здесь вдвое ниже, чем должна и может быть. Разумеется, пока ремонтное предприятие загружено не полностью, повышение производительности труда не даст никакого финансового эффекта. Однако если применить оба совета Олега Бороды одновременно, сервис существенно выиграет в доходах.
Еще один совет: наладить торговлю запасными частями. По наблюдениям Олега Бороды, их покупка и доставка из Германии обойдется в 1,1-1,25 от оптовой стоимости комплектующих, а продать их в розницу можно с коэффициентом 1,5-1,7 – то есть прибыль составит от 20% до 50%. Кстати, заграничные автосервисы до трети своей прибыли получают именно от торговли запчастями.
В настоящее время Олег Борода пытается реализовать свои идеи на базе универсального сервисного центра "Бош-Сервис–Фили". Директор центра Александр Медведь, восемь месяцев назад принявший решение о том, чтобы вложить средства в модернизацию окрасочного цеха, убежден, что вскоре этот цех будет обеспечивать центру половину всей его прибыли.
Подтверждено документально
Открытие сервиса неизбежно связано с рядом формальных процедур, на которые уйдет несколько месяцев. По оценке Михаила Янушкина, весь процесс – от прохождения необходимых формальностей вплоть до того момента, когда пойдут регулярные заказы – занимает от 9 месяцев до года.
Дебюрократизация российской экономики, заявленная ведомством Германа Грефа, для "жестянки" вылилась в одно послабление: с февраля 2002 года услуги автосервиса больше не нуждаются в получении лицензии от транспортной инспекции. Однако необходимо получить сертификат соответствия, выдаваемый местным органом Госстандарта. Документ выдается после проверки того, может ли сервис проводить заявленные ремонтные работы.
Раньше обязательной сертификации подлежали как малярные, так и жестяно-сварочные работы. Однако с мая текущего года сертификация собственно "жестянки" стала добровольной (бумагу можно получать, а можно и не получать; впрочем, ремонтники говорят, что лучше ее все-таки иметь – так спокойнее работать). "Малярку" в обязательном порядке необходимо сертифицировать юридическим лицам – для индивидуальных предпринимателей она также добровольная. Необходимо подать заявку на сертификацию и заключить договор с уполномоченной организацией (в Москве их более десятка – например, Ростест, МАДИ-ТЭС, НАМИ). Для получения сертификата необходимо, чтобы сервис был оснащен сертифицированным оборудованием, а его работники – аттестованы по соответствующим специальностям (руководитель работ должен иметь образование не ниже среднего технического).
Стоимость самих услуг по сертификации составляет порядка $100, и процедуру необходимо повторять раз в три года. Согласно действующим правилам, представители сертификационного органа могут присутствовать при производстве работ и проводить инспекционные проверки не реже раза в год. Впрочем, у этих организаций просто нет людей в количестве, достаточном для столь частых визитов в "подшефные" фирмы, так что не исключено, что в сервисе за три года они вообще не появятся.
Сварочные работы сертифицировать не нужно, но интерес к их организации обязательно проявит представитель Госпожнадзора. Скорее всего, он порекомендует приобрести огнетушители и установить в ремонтной точке пожарную сигнализацию – на это уйдет около $1 тыс. Конечно, рекомендациям пожарников можно и не следовать, но никто из собеседников СФ делать этого не советовал.
Еще одно обязательное разрешение нужно получить от СЭС. Санитарный инспектор должен убедиться, что здание, в котором расположился автосервис, оснащено отопительной и вентиляционной системами, к нему подведены вода и канализация. Он также проверит наличие душа, санузла, состояние блока очистки воды на мойке, условия хранения образующихся отходов. В столице, кроме того, обязательным для работы является заключение договора на вывоз мусора с предприятием "Промотходы".
Неформальная аренда
Подбор помещения для автосервиса – это целая наука. В идеале он должен располагаться на оживленной трассе или в непосредственной близости с гаражными кооперативами – близость к потребителям является залогом успеха предприятия. На поиск места для кузовной станции – а это как минимум 200 квадратных метров – может уйти немало времени, поскольку подходящих помещений не так уж и много. Владимир Акимов,
который в прошлом году столкнулся с проблемой поиска помещения, потратил на это несколько месяцев: Риэлтерам, особенно мелким, я не верю. Это "лохотрон". “Я объехал фирм пять – везде одно и то же. Находишь в объявлении подходящие условия, звонишь – все нормально, приезжайте смотреть. А когда приезжаешь, выясняется, что бокс уже сдан. Тогда они предлагают заключить договор на поиск помещения, просят за это около $100. Если после этого они хотя бы один раз позвонят и предложат какой-то вариант, считайте, что вам повезло. Обычно такие фирмы забывают о вас сразу, как вы закрыли за собою дверь”.
Нередко проблему с помещением удается решить, только заведя "нужные" знакомства с представителями будущего арендодателя. Кстати, опыт показывает, что такие неформальные отношения важно поддерживать и после того, как сделка состоялась. Артур Джабиев: “Выстраивать отношения с арендодателями нужно крайне аккуратно. В противном случае вы рискуете однажды услышать: "Парень ты неплохой, поэтому даю тебе два дня на вывоз оборудования". Так бывает очень часто”. Попытаться застраховаться от такого развития событий можно, заключив договор аренды на длительный срок – минимум года на три. Некоторые ремонтники даже советуют брать арендодателей в долю.
Диапазон арендной платы широк – от $500 до $4000 в месяц для помещения площадью 250-300 квадратных метров. Цена зависит от места расположения здания автосервиса и от степени неформальности отношений с арендодателем.
Главная статья расходов
Самые значительные издержки при открытии автосервиса – это расходы на покупку оборудования. Понадобятся окрасочная камера (если она западного производства, то обойдется в $25 тыс.) и рихтовочный стенд для правки кузовов (еще столько же).
Расходы на покупку стенда можно радикально снизить, если воспользоваться продукцией отечественных производителей. Самый распространенный российский стенд СИВ 10 стоит около $3 тыс., а его импортный аналог Car-O-Liner – в пять раз дороже. Правда, производительность отечественного стенда ниже – на выполнение сходных работ на нем уходит больше времени. Но если прогноз спроса на услуги мастерской оптимистичен и владелец сервиса ожидает большого потока клиентов, имеет смысл сразу покупать дорогие стенды иностранных фирм Car-O-Liner, Celette, Blackhawk, Autorobot. Это оборудование позволяет проводить компьютерную диагностику состояния кузова, что существенно ускоряет работу. Но приобрести такие стенды дешевле $25 тыс. вряд ли удастся.
Можно сэкономить и на покрасочных камерах. Например, Владимиру Акимову камера, которую он сделал сам, обошлась в $4 тыс. Сейчас он занимается установкой на нее фильтровентиляционного блока стоимостью $7 тыс.– таким образом, полноценная камера обойдется ему всего в $11 тыс. Вообще Владимир Акимов советует осторожно подходить к выбору камеры: дешевая западная модель, по его словам, может не обеспечить нормальной работы зимой (для проведения окрасочных работ требуется температура не ниже 20°C). Наиболее распространенными в России являются камеры марок Saico, Nova Verta, Termomeccanica, Blowterm.
Более крупным фирмам есть смысл приобрести окрасочную систему. В нее входит миксер для красок и аппаратура цветоподбора: в миксере смешиваются компоненты красок, а система цветоподбора позволяет определить нужный набор компонентов, чтобы создать краску для конкретной машины. Миксер стоит в среднем $5 тыс., но при большом объеме работ эти деньги возвращаются сторицей – исходные материалы вдвое дешевле готовой краски. Окрасочная система – это не только техника. Фирмы–поставщики таких систем продают массу других нужных материалов (шпатлевки, пластификаторы и т. п.– всего 50-60 позиций), которые покупателям их системы отпускаются со скидкой и, что не менее важно, оптимизированы для работы с автоэмалями именно этого производителя. Из элитных брэндов окрасочных систем специалисты упоминают Standox, Glasurit, Sikkens, Spies Hecker, DuPont, PPG. Более экономичные марки – Motip, Sadolin, Mobihel.
Для того, чтобы краски можно было наносить на поверхность кузова, потребуются окрасочные пистолеты (Sata, Iwata, DeVilbiss, Kremlin, Optima, Sharpe) – по $250-300 за штуку. На пистолеты, а также шланги и фильтры к ним уйдет около $2000, еще примерно столько же – на аппарат для их промывки.
В дополнение ко всему этому осталось приобрести: сварочное оборудование (минимум $7 тыс.), автомойку ($2-9 тыс.), мощный компрессор (до $5 тыс.), комплект для сухой шлифовки (до $5 тыс.).
Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько денег уйдет на открытие сервиса по кузовному ремонту. Минимальные расходы на организацию "малобюджетного" сервиса – это $38 тыс. на оборудование и улаживание всех формальностей, еще как минимум $6 тыс.– на аренду помещения в течение года. Итого $44 тыс. А организация относительно крупного сервиса обойдется в $80-90 тыс. в виде затрат на оборудование и оформление документов плюс стоимость аренды здания (до $50 тыс. в год).
Кстати, в столице работают фирмы, оказывающие услуги по монтажу сервисов кузовного ремонта "под ключ",– например, "Барклай-авто", "Гардиа", "Скорпион", "Транстехсервис", "Сфера-сервис". Станцию можно организовать с их помощью.
Бизнес самоучек
Впрочем, никакие сторонние подрядчики не решат главной проблемы мастерской по кузовному ремонту – поиска квалифицированных сотрудников. Одинаково непросто подобрать как толковых менеджеров, так и самих мастеров. Управленцев для автосервисов, по словам Артура Джабиева, МАДИ и МАМИ стали выпускать только в последние годы. Их пока немного, а уровень подготовки этих специалистов никому не известен. Руководители же автосервисов старой закалки правильно организовать работу, как правило, не умеют. Вот как отзывается о них один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным: Кто их раньше открывал, сервисы? Менты да бандиты – люди, для нормального бизнеса приспособленные весьма слабо.
С малярами и жестянщиками не легче – учебных центров, готовящих таких специалистов и признаваемых профессионалами, просто не существует. Курсы для маляров, предлагаемые крупнейшими производителями краски, полноценной подготовкой считать нельзя – они приносят пользу прежде всего тем специалистам, которые уже имеют практический опыт. Новичкам же остается только один способ учиться ремеслу жестянщика и маляра – наблюдать за работой более опытных коллег.
Из-за отсутствия системы подготовки кадров их подбор превращается для владельца автосервиса в сверхсложный процесс. Михаил Янушкин: “С соискателями я всегда общаюсь сам. Если поручить это другому человеку, он подберет людей под себя. Если навыки специалиста не формализованы, то и отбор формализовать нельзя. Один из простых тестов – спросить мастера, есть ли у него собственные инструменты, если нет – собирается ли он ими обзаводиться. Хороший специалист всегда работает своим инструментом. Когда старый жестянщик меняет место работы, его приспособления – всевозможные молотки, поддержки и оправки – иногда приходится грузовиком вывозить”. Но общение с кандидатом не всегда позволяет избежать ошибок. Как говорят руководители покрасочных станций, рассказы претендента о том, что он умеет, часто расходятся с действительностью. Поэтому очень много соискателей отсеивается во время испытательного срока.
Сколько всего таких работников требуется? Для самого небольшого сервиса нужны два маляра и три-четыре жестянщика. Также не обойтись без мастера (технического директора), снабженца и бухгалтера. Техническим директором становится, как правило, самый опытный специалист – он оценивает ремонт и определяет технологии, которые будут применяться в работе. Задача снабженца – обеспечить предприятия необходимыми расходными материалами, кузовными деталями и другими запчастями. В более крупном сервисе, где используется сложное оборудование, появляются новые позиции – например, колорист, который будет работать с системой цветоподбора.
Вопрос с оплатой труда решается по-разному. В небольших автосервисах сотрудники практически всегда получают доход в виде процента от стоимости проведенных работ. В результате в периоды, когда сервис простаивает, его владелец не теряет деньги на выплате окладов сотрудникам. Так, маляр обычно получает 40% от стоимости выполненного им заказа. В крупных фирмах обычно используется комбинированная система оплаты – не только процент, но и некий гарантированный минимум. Поскольку работы здесь более дорогие, специалисты получают до 30% от стоимости проделанных работ. "На круг" у профессионального маляра или жестянщика выходит $500-1200 в месяц, специалист по подбору краски получает от $500 до $900.
Если бизнес по ремонту автомобильных кузовов правильно организован, он может обеспечить рентабельность на уровне 15%. Впрочем, на большом обороте можно заработать совсем другие деньги. Тем, кто хочет выйти на этот рынок, нужно спешить. После вступления в силу Закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев страховщики начнут подыскивать себе ремонтные предприятия, с которыми можно наладить долговременное сотрудничество. Важно, чтобы к этому моменту новая точка успела заявить о себе и обладала безупречной репутацией.
Сергей Русаковский
- Выбор помещения
- Стоимость покраски
- Привлечение клиентов
- Оформление документов
- Похожие бизнес-идеи:
В условиях развития индустрии, каждый третий житель нашей страны является собственником авто. На сегодняшний день собственный транспорт не является предметом роскоши, о его преимуществах можно говорить бесконечно. Следовательно, услуги по покраске и ремонту автомобилей пользуются большим спросом. Согласно статистике количество автомобилей ежегодно растет, поэтому путь к вашему успеху открыт.
Несмотря на столь высокий спрос и дороговизну данного вида услуг, следует отметить, что одновременно с этим существует и ряд некоторых недостатков. В первую очередь - это довольно внушительный стартовый капитал. Выполнение данного вида услуг предполагает использование качественного и дорогостоящего оборудования. Что касается технологии покраски автомобиля - это трудоемкий процесс, требующий значительных средств. Но, несмотря на объемы финансовых инвестиций, при наличии опытных специалистов, ваш проект может окупиться меньше чем за два года.
Выбор организационно-правовой формы
Для открытия сервиса по покраске автомобилей вам потребуется зарегистрировать ООО и в центральной городской администрации получить разрешение на открытие. Помещение для сервиса должно соответствовать определенным требованиям по вентиляции и площади.
Выбор помещения
Сервис по покраске автомобилей нуждается в помещении площадью не менее 30 м². Это может быть гаражное помещение, взятое в аренду либо приобретенное в собственность. Установка вытяжки или хорошей вентиляции является обязательным требованием. Кроме того, необходимо предусмотреть хорошее освещение, рекомендуется устанавливать лампы дневного света. Соответственно вы должны согласовать вопрос с арендодателем о возможности подключения более мощного питания.
В верхней части помещения должны быть установлены воздуховод и тепловая пушка с нагревательными элементами. Пол помещения следует приподнять на 10-15 см. Данное условие необходимо для установки вентилятора, выполняющего функцию всасывания воздуха из камеры. Для значительного ускорения процесса сушки можно установить инфракрасные лампы.
Какое оборудование выбрать для открытия сервиса по покраске автомобилей
Для организации сервиса по покраске автомобиля необходимо приобрести следующее оборудование:
- Инструменты для шлифовки поверхности;
- Оборудование для удаления пыли;
- Компрессор;
- Инфракрасный излучатель;
- Окрасочный гидрант;
- Покрасочно-сушильную камеру;
- Краскораспылитель.
Стоимость покраски
Для установки стоимости на покраску автомобиля в собственном сервисе рекомендуется проанализировать цены на данного рода услуги в специализированных автосалонах. В течение одного рабочего дня в одной камере можно покрасить 4 автомобиля. Конечно же, все зависит от мастерства вашего персонала и способа нагревания воздуха.
Если вы используете сушку вентиляцией при температуре до 80 градусов, то обслужить вы сможете не более двух автомобилей. Использование инфракрасной сушки позволит обслужить 3-4 автомобиля.
Привлечение клиентов
Как правило, первыми вашими клиентами будут ваши друзья, знакомые либо друзья друзей и т. д. Далее, вы можете рассмотреть вариант сдачи камеры в аренду мастерам-одиночкам, которые могут составить 60-70% вашей клиентуры. Желающими воспользоваться услугами вашего сервиса могут стать и работники автомастерских, которые хотят подработать «на стороне». Можно наладить контакт и с мастерами-кузовщиками, которые будут направлять к вам клиентов. На начальных порах не отказывайтесь от услуг рекламы, так как это очень важный маркетинговый ход. Но при этом запомните золотое правило - самая эффективная реклама - это качество выполняемой работы. Успех бизнеса будет обеспечен в том случае, если ваши клиенты останутся довольны.
Сколько нужно денег для открытия салона по покраске автомобилей
Произведем расчеты коммерческой успешности реализации проекта по открытию бизнеса на покраске автомобилей.
Смета расходов:
- Модульное здание - 1 100 000 рублей;
- Покрасочная камера - 2 500 000 рублей;
- Затраты на получение соответствующих разрешений - 150 000 рублей;
- Рекламная кампания - 150 000 рублей;
- Покупка, монтаж и наладка оборудования - 500 000 рублей;
- Покупка сырья - 250 000 рублей .
Итого - 4 650 000 рублей.
При условии обслуживания от 25-30 автомобилей в квартал по средней цене покраски 35-40 тысяч рублей, ваш годовой доход от продаж составит 4 800 000 рублей. Годовые затраты на покупку сырья, оплату аренды и электроэнергии составит ориентировочно 2 370 000 рублей. Таким образом, налогооблагаемый годовой доход составит 2 430 000 рублей в год.
Выводы: Срок окупаемости данного проекта составит ориентировочно 1 год и 8 месяцев.
Основные этапы организации бизнеса по покраске автомобилей
Первое, что должен сделать будущий владелец авто малярки - изучить рыночную ситуацию по данному направлению деятельности в своем регионе. Нет смысла открывать цех по покраске транспортных средств, если в городе работает несколько фирм, которые полностью удовлетворяют спрос на эти услуги. Но если вы убедились, что рассматриваемый коммерческий проект имеет реальные перспективы, тогда можно приступать к решению следующих вопросов:
- подготовить бизнес-план;
- зарегистрировать фирму;
- найти помещение, купить оборудование и подобрать персонал;
- открыть счет в банке;
- организовать проведение рекламной кампании;
- подписать договора на вывоз мусора и т.д.
Важный момент! Для привлечения новых клиентов и повышения рентабельности вашего бизнеса можно оказывать дополнительные услуги (аэрография, нанесение жидкой резины и т.п.).
Оформление документов
Для легальной деятельности авто малярки необходимо:
- пройти процедуру регистрации ООО или ИП;
- подписать договор аренды помещений (цеха и офиса);
- получить разрешения местной администрации, пожарной инспекции и Роспотребнадзора;
- подписать трудовые контракты с сотрудниками фирмы;
- заключить договора на вывоз мусора и обслуживание систем вентиляции;
- получить справку об открытии банковского счета.
Владельцу цеха по покраске транспортных средств, чтобы заниматься своим бизнесом, не нужно оформлять лицензии или специальные разрешения (кроме вышеуказанных документов).
Система налогообложения и ОКВЭД
Фирмы по покраске автомобилей могут работать: на УСН (платежи в бюджет составляют 15% от прибыли или 6% от выручки), ЕНВД (вопрос о применении данного режима решают местные власти) или осуществлять деятельность и платить налоги на общих основаниях. Последний вариант, как правило, используют большие компании с миллионными оборотами. Услуги мастерских по покраске транспортных средств относятся к категории с ОКВЭД 45.20 (техобслуживание и ремонт транспортных средств). Подготавливая документы для регистрации фирмы, кроме основного кода не забудьте указать ОКВЭД для дополнительных услуг, которые будут предоставлять работники цеха.
Технология покраски автомобиля
Успех рассматриваемого направления коммерческой деятельности напрямую зависит от мастерства и опыта сотрудников фирмы. Не каждый специалист по покраске транспортных средств сможет идеально выполнить эту сложную процедуру, которая включает следующие этапы:
- удаление ржавчины, грязи и пыли;
- проведение грунтования;
- осуществление шлифовки и подготовка поверхности к покраске;
- нанесение краски;
- когда поверхность высыхает, на нее наносится прозрачный лак и проводится повторная сушка;
- последний штрих - полировка покрашенной поверхности.
Только настоящий профессионал может выполнить данную работу на самом высоком уровне.
С каждым днем число автомобилистов неуклонно растет как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Многие из них - это занятые люди, которые не любят тратить свободное время на самостоятельный ремонт машины, даже если он просто необходим. По этой причине многие водители готовы заплатить любые деньги за сервисное обслуживание автомобиля. Так почему на этом не заработать? Как открыть автосервис с нуля? Бизнес-план какого формата нужно использовать?
Идея открытия СТО очень актуальна и перспективна, если правильно при ее осуществлении. Для этого лучше всего использовать бизнес-план автосервиса с расчетами, который мы сегодня и рассмотрим.
Сфера обслуживания
На данный момент автопарк в России увеличился в три раза, что привело к расширению структуры рынка автообслуживания. На данный момент туда входят:
Частные услуги по ремонту. Таких индивидуальных мастеров сейчас огромное множество; их услуги являются самыми дешевыми, но не всегда самыми качественными.
Одиночные автосервисы. Один из самых популярных сегментов рынка, рекламирующий себя за счет идеального сочетания «цена-качество».
Специализированные автосервисы. Они работают с определенной маркой автомобиля, что сильно уменьшает число потенциальных клиентов, но выделяет четкую целевую аудиторию.
В зависимости от ваших возможностей, личных целей и обстановки на рынке необходимо выбрать один из этих сегментов для работы.
Если в вашем городе большую популярность имеют коммерческие перевозки, то резонно использовать бизнес-план грузового автосервиса с расчетами, пример которого поможет определить средний размер вложений.
Частные и одиночные автосервисы более выгодны с позиции первоначальных затрат, однако окупаемость у них может пострадать из-за серьезной конкуренции с более крупными компаниями. Особенно остро данная проблема чувствуется в больших городах.
Сетевые СТО лучше всего открывать в местах, где нет популярного бренда в этой сфере. Здесь основные затраты уйдут на рекламное продвижение марки.
Автосервис по франшизе отрекламирован ей самой, но за это хозяин сети накладывает на бизнесмена определенные требования, начиная от поддерживания определенного внешнего вида офиса, заканчивая тактикой подбора каждого сотрудника. В данном случае бизнес-план (образец с расчетами) автосервиса может меняться, так как вложения на рекламу тут сокращаются.
Анализ рыночной ситуации
Новый автосервис имеет хорошие шансы на успех при правильной оценке среды, в которой ему придется работать. Для того чтобы правильно выбрать направление деятельности, возможную спецификацию и территориальное расположение, необходимо провести анализ рыночной ситуации, без которого бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса не будет актуален.
Для начала стоит объективно оценить количество ваших конкурентов, спектр услуг, которые они оказывают, их стоимость и целевую аудиторию. Если вы чувствуете, что ваша СТО не сможет выиграть на фоне соседних автостанций, вам лучше выбрать другую специализацию, есть ряд работ, которые вы будете выполнять на более высоком уровне или по более низкой цене, либо сосредоточьтесь на определенной марке автомобилей, которую хотите обслуживать.
Узнав все слабые места конкурентов, вы можете спокойно использовать бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса в своих целях. Примерный расчет вложений поможет вам сориентироваться в возможности организации подобного бизнеса.
Оказываемые услуги
Бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого мы рассматриваем, рассчитан на осуществление широкого спектра услуг: капитальный ремонт основных узлов автомобиля, диагностика и ремонт электрической части, кузовные и слесарные работы, шиномонтаж, покраска и многое другое. В качестве дополнительных услуг стоит рассматривать работы по подбору и установке акустики, сигнализации, газобаллонного оборудования, аэрографии, нанесения винила, перетяжки салона и т. п.
Самыми выгодными из этого списка являются ремонтные работы с коробкой скоростей, двигателем, сцеплением, рулевым редуктором. Меньший доход приносит однако отказаться от нее просто невозможно.
Лучше всего для СТО выбрать узкую специализацию, что сократит расходы на техническое обслуживание бизнеса. Однако, такая тактика может сильно сократить количество потенциальных клиентов.
Помещение
После того, как вы определились с направлением коммерческой деятельности, вам необходимо подобрать помещение, в котором вы будете ее осуществлять. В данный момент для бизнесмена доступны аренда или строительство.
Последний вариант используется крайне редко, так как он требует оформления дополнительных соглашений с местной администрацией, ожидания решения комиссий и затем выкупа прав на аренду. Таким образом, получается, что само строительство требует вложения 600-900 тысяч рублей, а аренда земельного участка - около 200 тысяч рублей в год за 7-9 соток.
Арендовать помещение дешевле, однако найти подходящий вариант сложно, так как многие из них либо не отвечают требованиям бизнесмена, либо не соответствуют пожарным нормативам. Если повезет, то арендовать нужную площадь под СТО можно за 200-300 тысяч в месяц.
Во всех случаях бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса должен учитывать будущий размер цехов и необходимую площадь для отделов по шиномонтажу и работ с электроникой.
Оборудование
В полученном помещении ничего, кроме голых стен, не будет, поэтому следующий этап - это подбор оборудования. Основные траты здесь уходят на диагностику (90-150 тысяч рублей), верстаки (от 20 тысяч рублей), подъемник (90-120 тысяч рублей), крупные инструменты (от 140 тысяч рублей). Также не стоит забывать, что для работы требуются и мелкие инструменты: молотки, тиски, бокорезы и т. п., на которые может уйти до 30 тыс. рублей.
На самом деле бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого здесь указан, включает в себя стандартные характеристики СТО, которые можно усовершенствовать путем вложения более внушительных сумм.
Персонал
От того, кто будет работать на СТО, зависит не только качество работ и количество клиентов, но и имидж самой компании. Поэтому к выбору персонала следует отнестись внимательно. На небольшой автосервис достаточно 2-3 мастеров, управляющего и специалиста по работе с клиентами. Таким образом, на штат из 5 человек заработная плата в среднем составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Эту сумму тоже стоит включить в первоначальные расходы, так как в начале бизнес может не приносить желаемых доходов.
Если СТО будет нести другую направленность, то штат стоит расширить. Так, бизнес-план грузового автосервиса требует наличия, как минимум, 10-15 человек.
Законодательство
Закон требует четкого выполнения предписания насчет СТО. Так, функционирование автосервиса должно быть согласовано с пожарной службой, ГИБДД и санитарно-эпидемиологическим надзором. Помещение, в котором производятся работы, должно быть подключено к центральной канализации и находиться не ближе, чем в 50 метрах от жилых домов.
Особое внимание необходимо уделить охране труда. СТО - это место повышенной опасности, поэтому соблюдение трудового кодекса, а именно глав, посвященных обеспечению безопасности персонала, требуется очень строго. В интересах самого бизнесмена соблюдать правила пожарной безопасности, не уменьшать площадь помещения в целях экономии, ввести правила хранения горючих веществ, обеспечить работников формой и средствами защиты.
Реклама
Если СТО работает не под крылом франшизы, то стоит в статье расходов выделить отдельную главу, посвященную рекламе. В число методов продвижения можно включить объявления в газетах и журналах, раздачу информационных флаеров, наружную рекламу на баннерах и в транспорте, рекламу по ТВ и радио, оформление и раскрутку сайта. Такой комплексный набор может обойтись в 400 тысяч рублей. Однако, в условиях небольшого СТО можно уложиться и в 50-100 тысяч рублей ежемесячно. Потом расходы будут плавно уменьшаться, так как появится собственная и запустится так называемое «сарафанное радио».
Итоговый подсчет
Тем, кто думает, как открыть автосервис, бизнес-план лучше использовать, как рекомендацию. Постоянные изменения курса валюты, экономически события, рост конкуренции могут влиять на размер вложений, которые требуются для открытия бизнеса. На данный момент реальность такова.
Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса включает следующие статьи расходов:
1. Первоначальные расходы:
покупка и установка специализированного оборудования — 1,5 млн. рублей;
согласование с другими инстанциями — 50 тыс. рублей.
аренда помещения — 200 тыс. рублей;
зарплата для сотрудников — 15 тыс. рублей.
расходные материалы — 100 тыс. рублей.
Итак, вложения в первый месяц работы будут составлять около двух миллионов рублей. При правильной ежемесячная выручка СТО может превышать 600 тыс. рублей, из которых около 200 тыс. рублей — это чистая прибыль.
Таким образом, на вопрос о том, как открыть автосервис даже примерного характера смог дать ответ.