Карточки бухгалтерских счетов для налоговой. Ифнс в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Налоговики вправе потребовать представления, в частности:
— документов и информации относительно деятельности её контрагента — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
— документов и информации относительно конкретной сделки с контрагентом в случае, если в не рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган в котором она состоит на учёте (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);
Организация, получившая такое требование, в течение пяти рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
За отказ от представлении запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа 5 000 или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.
Таким образом налоговики вправе истребовать только те документы и информацию, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально определенной сделки.
Карточки бухгалтерских счетов это регистры бухгалтерского учета предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).
Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и её контрагентом. Карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении её контрагента.
Непредставление карточек счетов бухгалтерского учёта не образует состав правонарушения, установленный статьёй 129.1 НК РФ.
Таким образом, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по статье 129.1 НК РФ может быть оспорено в суде.
При проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ?
- ← Заказчик работ нарушил срок их оплаты, в связи с чем суд удовлетворил иск подрядчика о взыскании с заказчика суммы договорной неустойки (пени за просрочку). Заказчик погасил задолженность за принятые работы, но не перечислил подрядчику сумму неустойки. Вправе ли подрядчик на основании ст. 395 ГК РФ требовать начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неустойки?
Ни для кого не секрет, что главной мотивацией для персонала в каждой компании выступает вознаграждение за труд в достойном размере. На плечи бухгалтерских сотрудников ложится важность осуществления правильного учета оплаты труда каждого из сотрудников предприятия. Нижеследующая статья раскроет главные аспекты такого учета, а также процедуру формирования специального регистра – карточки счета.
Ключевые понятия
Рассмотрим ключевые понятия, понимание которых необходимо при изучении данной статьи.
Персонал – совокупность штатных сотрудников компании.
Оплата труда – вознаграждение персонала компании за выполненную работу. Величина заработной платы сотрудников обуславливается их компетентностью, квалификацией, производительностью, стажем, количеством выполняемой работы, степенью ответственности, сложностью, напряженностью и рядом иных факторов.
В совокупность таких вознаграждений входят следующие составляющие:
- Установленный оклад;
- Выплаты стимулирующего вида;
- Премии.
Начисляется заработная плата по нижеприведенным формам:
- Повременная (ее суть состоит в том, что плата сотрудникам производится на основании количества отработанного ими времени);
- Сдельная (суть данной формы состоит в том, что плата сотрудникам производится за объем реально выполненных ими работ).
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда
Для сбора сведений и учета оплаты труда в системе счетов имеется отдельный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Он является активно-пассивным, то есть остаток на момент окончания периода может отражаться как по дебету, так и по кредиту. Для исчисления сальдо по активно-пассивному счету требуется выполнить следующие арифметические действия:
- Суммировать сальдо начальное и обороты отдельно по дебету и отдельно по кредиту;
- Далее из большей части вычесть меньшую часть;
- Полученный результат – сальдо конечное записать в ту часть, где сумма в результате первого действия оказалась больше.
Учет по настоящему счету выполняется в нижеследующем порядке:
- По дебету фиксируется процесс выплаты сотрудникам, удержания налогов и других сумм, депонирование зарплаты;
- По кредиту учитывается начисление заработной платы, пособий по нетрудоспособности.
Аналитика по счету выполняется конкретно по каждому сотруднику фирмы.
Выплата заработной платы выполняется как наличным, так и безналичным способами. При первом способе – деньги сотрудниками получаются из кассы фирмы. При этом составляется расчетно — платежная ведомость на всех сотрудников, а каждый сотрудник получает расчетный листок (полный перечень всех начисленных и удержанных сумм, касающихся его личного заработка). Кроме того, на всю сумму выданных для оплаты средств кассир создает расходный кассовый ордер. В случае если сотрудник не смог в трехдневный период получить деньги, они депонируются и возвращаются на банковский счет. Поэтому, сейчас, все чаще компании используют другой способ выплаты — безналичный, при котором сотрудники получают денежные средства на пластиковые карты. При таком способе бухгалтеру достаточно с помощью компьютерной программы направить платежное поручение и списки сотрудников в банк.
Порядок формирования карточки
Для удобства осуществления учетных функций и оформления отчетности сотрудники бухгалтерии, ведущие учет оплаты труда, составляют разнообразные аналитические регистры:
- Оборотно — сальдовую ведомость по счету;
- Расчетно — платежные ведомости;
- Журнал — ордер и ведомость к нему;
- Карточка счета;
- Иные регистры.
Рассмотрим более подробно карточку счета 70. Такой регистр становится все более популярным среди сотрудников бухгалтерии, он позволяет отследить следующие данные:
- Остаток по счету 70 на начало и конец периода;
- Дату совершения каждой операции;
- Первичный документ, составленный в момент совершения операции;
- Аналитические данные (структурное подразделение, фамилию, имя, отчество работника и другое);
- Итоговые обороты за период;
- Счет в корреспонденции;
- Сумму операции.
Приведем пример карточки по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в нижеследующей таблице:
Для облегчения работы карточку счета удобнее составлять в специальных бухгалтерских программах, например, 1С:Бухгалтерия. В подобных программах данный регистр формируется автоматически, и бухгалтер может оперативно изучить необходимые ему сведения.
Данный регистр — карточка по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» помогает избежать бухгалтеру ошибок в учете, отследить все произведенные факты хозяйственной деятельности в разрезе оплаты труда отдельного сотрудника.
Для производства бухгалтерских карточек используется картон или бумага плотностью 170 г/кв. м. Основное их отличие от других форм регистров - отсутствие переплета. Такие бланки открываются на год и служат для отображения хозяйственной деятельности предприятий в документации, сопровождающей бухгалтерский учет.
На протяжении отчетного периода документы хранятся в картотеке. Их расположение могут диктовать:
- алфавитный порядок;
- номенклатурный номер;
- бухгалтерский счет.
Для обеспечения контроля сохранности каждая бухгалтерская карточка снабжается порядковым номером и прописывается в соответствующем регистре.
Читать полностьюБухгалтерские карточки учета материалов, счета, накладные, личные бланки сотрудников
В «Комусе» представлены типовые учетные документы различных видов. Например, личные бланки сотрудников, необходимые для контроля численности персонала на предприятиях и размещаемые в картотеках по алфавиту или структурным подразделениям. Основной бланк документа - форма Т2, в которой содержатся сведения о личности работника и его трудовой деятельности.
Форма включает 4 страницы, то есть два листа формата А3. Первые 2 страницы заполняют при приеме сотрудника на работу, последующие - в процессе трудовой деятельности. Базовое количество документов в упаковке - 50 шт.
Также вы можете купить карточки бухгалтерского учета по форме М17, которые применяются для регистрации перемещения материалов, поступающих на склад организации.
Карточка бухгалтерских счетов заполняется на отдельный номенклатурный номер. Сведения в нее заносят на основании первичных приходных документов.
Бланки по форме М17 можно выбрать:
- форматов А4 и А5;
- в количестве 50 и 1000 листов в упаковке.
Чтобы сделать заказ, отметьте в онлайн-заявке нужные наименования типографских изделий и их количество.
ИФНС в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту. Как отказать?
Основания для отказа могут быть следующие.
В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ).
При проведении камеральной проверки у организации не могут быть затребованы карточки (регистры) бухучета (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
В ходе проверки проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.
Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу п. 1 ст.10 Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для привлечения организации к ответственности. Такой позиции придерживаются суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу № А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу № А42-1789/2011).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:*
Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
Первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);*
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке*
Нет, не может.
В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.
Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика* (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).
Запрос информации у контрагентов
В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями* (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.*
Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки*
В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.
Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Это подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209. Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).
За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.
В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении* (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).
В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.*
Размер штрафа по статье 129.1 Налогового кодекса РФ составляет 5000 руб. за каждый факт неисполнения (несвоевременного исполнения) требования. Если в течение календарного года организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
«Статья 10. Регистры бухгалтерского учета
1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.*»