Ресоциализация в местах лишения свободы. Самбуева А.О
Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовноисполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).
Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, - семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации - в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.
Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия - прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из
мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.
Все более актуальным для России становится вопрос о судьбе осужденных, среди которых большинство составляют трудоспособные лица мужского пола. Довольно трудно решить, как можно их исправить, вернуть в общество гражданами, ведущими социально приемлемую форму жизнедеятельности либо хотя бы использовать в социально полезных целях.
Бесспорно положение о том, что трудовая адаптация является частью социальной, общей адаптации. Выделяя несколько видов адаптаций: адаптацию к макросреде, адаптацию к микросреде, адаптацию к самому себе (внутриличностная адаптация, достижение необходимого единства внутреннего духовного мира и внешнего поведения личности), Е.В. Кулебякин утверждает, что процесс адаптации является частью более объемного процесса ресоциализации .
Сходной точки зрения придерживается Н.А. Крайнова, которая отмечает, что социальная адаптация должна рассматриваться как элемент ресоциализации. По ее мнению, в процессе ресоциализации осужденные испытывают адаптации различного уровня: адаптацию к бытовым условиям в исправительном учреждении; адаптацию к труду, к режиму, к социально приемлемому образу жизни при подготовке к освобождению, адаптацию к условиям свободы и т.д. Она предлагает рассматривать ресоциализацию осужденных как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения совершения противоправных деяний .
М.И. Коваль придерживается мнения, что адаптация осужденных является разновидностью ресоциализации, и различаются они только по объему . В.М. Трубников, положивший начало комплексным исследованиям ресоциализационных процессов осужденных, говорит о том, что в общем процессе ресоциализация выступает в качестве способа адаптации . Другие авторы утверждают, что социальная адаптация является более широким понятием, чем ресоциализация .
Таким образом, наблюдается довольно пестрая картина разногласий и разночтений. Для уяснения вопроса о соотношении понятий «адаптации» и «ресоциализации» обратимся к их понятиям. Если адаптация понимается однозначно - как приспособление к тем или иным новым условиям среды, которое происходит в течение определенного ограниченного промежутка времени, то под ресоциализацией понимают самые различные явления и процессы. Например, тот же В.М. Трубников под ресоциализацией в широком смысле понимает «процесс исправления и перевоспитания судимых лиц», а в узком смысле «социальный процесс в постпенитенциарный период, когда происходят качественные изменения личности, перестройка взглядов, представлений, мотивационной сферы поведения и т.д., находящие свое выражение в правопослушном поведении» .
Из предложенной В.М. Трубниковым схемы ресоциализации вытекает некая циклическая конструкция процесса ресоциализации. Можно говорить о начале нового цикла, если десоциализационный процесс прерывается процессом новой адаптации, являющимся, по сути, первым этапом ресоциализации. Данный подход не вызывает удивления, так как в криминологической литературе процесс ресоциализации часто называют социальной адаптацией .
Более определенно высказывается Ю.В. Жулева. Она впервые обратила внимание на то, что ресоциализация может рассматриваться как возобновленная социализация, как этап социализации личности, которая в силу объективных или субъективных причин утратила позитивные связи и отношения в обществе; то есть задачей ресоциализации является создание условий для дальнейшей социализации индивида. Далее Ю.В. Жулева пишет, что процесс ресоциализации включает и процесс социальной адаптации, соответственно круг субъектов первого процесса намного шире .
Таким образом, возникает третье понятие - понятие «реабилитации», которое столь же активно участвует в общей путанице понятий . Приходится уточнять, что реабилитация есть «восстановление в правах, восстановление доброго имени и репутации», а социальная адаптация - есть «процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде». Остается определиться лишь с процессом ресоциализации.
Более перспективным для уяснения сути процесса ресоциализации представляется разделение ее на определенные этапы, стадии. Именно подобный подход присущ новейшим исследованиям проблематики. Так, М.С. Рыбак выделяет пять стадий ресоциализации осужденного: 1) установления принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; 2) создания условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой; 3) исправления осужденного как средства его ресоциализации; 4) воспитательной работы с осужденным как средства ресоциализации; 5) социальной адаптации лишенного свободы. Но данная система стадий может быть подвергнуты критике по критериям подразделения единого, целостного процесса; опасения вызывает также чрезвычайная сложность схемы. Более простым представляется схема этапов, предложенная Е.Г. Багреевой. Она пишет, что «процесс ресоциализации состоит как бы из двух этапов: а) разрушения итогов социализации в субкультуре мест лишения свободы и переориентирования основных личностных компонентов - десоциализации; б) адаптации и вторичной социализации в обществе - ресоциализации» .
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что в процессе ресоциализации имеется два типа процесса: а) происходящие в исправительных учреждениях; б) происходящие вне исправительных учреждений. Соответственно, подобная градация возможна и по отношению к процессам адаптации и реабилитации. Рассмотрим их подробнее.
Когда Е.Г. Багреева констатирует факт необходимости и обязательности адаптации, социализации в условиях мест лишения свободы, она в качестве аргумента приводит необходимость простого физиологического выживания осужденного в чужой субкультуре. В принципе она права - в местах лишения свободы и за их пределами существуют две разные культуры . Сообщество осужденных живет по так называемым «понятиям», и кардинально поменять что-либо в данной сфере до сих пор не удавалось. Напрашивается вывод о том, что создание любых центров внутри исправительных учреждений не может способствовать эффективной адаптации осужденных к условиям свободного общества, их ресоциализации.
С данной точки зрения становится более ясным и структура ресоциализационных процессов, их сущность. Можно утверждать, что процесс возврата осужденного к нормальной жизнедеятельности в рамках общества есть процесс нового культурного вживания в нее. Данный процесс разворачивается по аналогии с процессами межкультурной коммуникации. Крупнейший специалист по межкультурной коммуникации М. Беннет, разработавший модель освоения чужой культуры, пишет о том, что освоение нового включает последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, признания, адаптации и интеграции . То есть, при попадании в измененную среду любой индивид вначале пытается отрицать ее. При понимании нецелесообразности дальнейшего отрицания приходит стратегия защиты, при получении эффективных результатов защиты - наступает некая стадия эйфории от победы. Индивид начинает умалять, принижать качества нового, но после прохождения определенного времени начинает признавать факторы нового, их самостоятельность и право на функционирование вне зависимости от его ожиданий либо действий. При переходе в практическую плоскость данные процессы требуют временной интервал для привыкания к ним, что и понимается как адаптация. Лишь после этого возможна интеграция в новые условия жизни, в новую культуру.
Таким образом, можно наблюдать вначале процесс общей адаптации к новым условиям, новой культуре, но впоследствии просматривается вторая волна адаптационных процессов. Если первое спровоцировано обвальным изменением условий жизнедеятельности, то второе - изменениями в сознании самого индивида, оказавшегося в новых условиях.
Можно утверждать, что ресоциализация, в том числе и осужденных, есть лишь возобновленный процесс социализации, присущей индивиду с рождения. На определенных этапах жизнедеятельности возникают проблемы адаптации к новым условиям, сильно отличающимся от начальных. При осуждении подобные условия возникают в самом начале - при попадании в места лишения свободы, и в конце - при освобождении из мест лишения свободы. При этом вначале запускаются механизмы почти инстинктивной, психофизиологической адаптации, приводящие к выработке тех или иных защитных механизмов. Если они не выработаны - осужденный либо освобожденный деградирует; если выработаны - начинает осваивать новую среду - будь то среда мест лишения свободы либо среда общества. И в определенный момент достигает в этом успехов - вживается в криминальную субкультуру мест лишения свободы либо в общество, начинает смотреть на новые условия, как устаревшие, принижать их. Данное отношение распространяется на всех, кто находится с ним рядом - среда становится конфликтной. Условия резко осложняются - становится необходимой новая адаптация, но уже сознательная. Именно она связана с выработкой иного отношения к окружающему, принятием новых норм, но она же связана с наименее познанными процессами индивидуализации .
В указанном аспекте вполне приемлемыми формами организации ресоциализационного процесса могут оказаться федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы и организации иных организационно-правовых форм, о которых говорится в вышеуказанном законе. Требованием к ним может стать лишь их нахождение вне пределов исправительных учреждений и соблюдение требований концепции ресоциализации. Данное требование вполне стыкуется и с новыми зарубежными веяниями, где все более склоняются к мнению о необходимости градации контингента осужденных на две основные группы - «предположительно исправимых» и «предположительно неисправимых».
Вполне очевидно лишь одно - результатом процесса, будь он адаптационным, либо ресоциализационным, должно быть становление из осужденного законопослушного гражданина. Механизм данного процесса и его понимание могут укоротить путь к этому результату, цели.
Итоговым выводом может явиться вывод о том, что процессы социализации и ресоциализации присущи осужденным в той же мере, что и остальным гражданам, и они более длительны и объемны по отношению к процессам адаптации. Процессы адаптации возникают в определенные моменты как процессы приспособления к меняющейся среде. В отличие от них процессы социализации и ресоциализации подразумевают беспрерывный процесс освоения культурных ценностей, норм и достижений. Он может развиваться и в обратном направлении - направлении отказа от них, тогда можно говорить о десоциализации либо отсутствии ресоциализации.
Вопросы эффективности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Issues of effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty
Аннотация . В данной статье рассмотрена одна из наиважнейших проблем отечественного уголовного права – эффективность ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Кроме этого, в статье рассмотрены этапы ресоциализации, их значение и эффективность в современной российской действительности.
Annotation . This article examines one of the most important problems of domestic criminal law — the effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In addition, the article examines the stages of resocialization, their significance and effectiveness in contemporary Russian reality.
Ключевыеслова: социальная адаптация, ресоциализация, осужденные, освобожденные, досрочное освобождение.
Keywords: Social adaptation, resocialization, convicts, freed, early release.
В настоящее время, осужденные, отбывшие наказание в местах лишения свободы, воспринимаются обществом как отверженные. Это выражено в проблемах с поиском официальной работы, созданием семьи и в негативном отношении к осужденным как со стороны государственных служащих, так и со стороны граждан.
Основную группу лиц, нуждающихся в социальной адаптации, образуют лица, освобожденные из исправительных учреждений. Оказывать содействие таким лицам необходимо, в первую очередь, в интересах общества, чтобы освобожденные не вернулись к прежней преступной жизни и не представляли угрозу для общества.
Ресоциализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, является одной из главных проблем отечественной криминологии, поскольку она демонстрирует, насколько процесс воспитательного воздействия был эффективным. Соблюдение требований закона досрочно освобожденным является важнейшим критерием результативности института условно-досрочного освобождения и адаптационных мер государственных органов. В связи с этим в качестве заключительного этапа нейтрализации преступности следует считать не меры исполнения наказания, а процесс закрепления результатов исправительного и воспитательного воздействия, организации контроля за освобожденными из мест лишения свободы.
В этом случае, задача государства в минимизации вреда от изоляции человека и создании условий для продуктивной адаптации освобожденных к жизни в социуме. Как показывает опыт иностранных государств, программы социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений позволяют человеку жить с семьей, поддерживать хорошие отношения, платить налоги и т.д. Вместе с этим, они обеспечивают тот же уровень безопасности общества, как и исправительное учреждение. По крайней мере, правонарушители не становятся хуже при значительно меньших затратах государства и с меньшим количеством побочных эффектов.
Ресоциализация — это процесс воздействия на осужденных и лиц, освобожденных из исправительных учреждений с целью ликвидации негативных последствий их изоляции и включения в общество, состоящий из подготовки к освобождению в исправительном учреждении и социальной адаптации после него.
Изучая процесс ресоциализации досрочно освобожденных от отбывания лишения свободы, можно констатировать, что начинается он задолго до освобождения осужденного и состоит из двух последовательных, взаимосвязанных этапов: подготовки осужденного к жизни на свободе в период отбывания наказания в ИУ и помощи в социальной адаптации после освобождения.
Основная задача проведения первого этапа ресоциализации осужденных — снять или минимизировать негативные последствия, вызванные изоляцией человека от общества и подготовить его к предстоящему освобождению. Недостатком этого этапа ресоциализации является то, что администрация исправительного учреждения не всегда успевает подготовиться к выходу осужденного на свободу: не подготовлены документы, не решен вопрос с местом жительства, местом работы после освобождения и т.д. Для администрации досрочное освобождение, как ни странно, оказывается довольно неожиданным. Поэтому в отношении лиц, которые могут подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении, всю подготовительную работу необходимо проводить за 2-3 месяца до момента представления ходатайства независимо от решения суда по данному вопросу, поскольку осужденному могут отказать в его досрочном освобождении.
На процесс социальной адаптации освобожденных от наказания влияет множество обстоятельств: эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы; моральная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению; осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей после освобождения от наказания; восстановление социально полезных связей, правового статуса гражданина. К сожалению, на сегодняшний день перечисленные обстоятельства все еще имеют, так сказать, негативную окраску, характеризуются знаком «минус». Это результат деформации правовых институтов, административно-силового характера формирования уголовно-исполнительной политики. Отторжение осужденного от общества продолжается иногда долгие годы, даже после освобождения от отбывания наказания. Государство лишь констатирует рост рецидивной преступности среди освобожденных из мест лишения свободы, а правильные слова о необходимости реабилитации часто остаются лишь на бумаге. Амнистии, которые применяются, помилования, смягчения требований правил внутреннего распорядка уголовно-исполнительных учреждений, условно-досрочное освобождение, демонстрируя гуманные возможности уголовно-исполнительной политики, вместе с тем оставляют незыблемым ее фундамент, заложенный еще в прошлые годы. В этой связи восстановление социальных связей осужденных должно быть предпосылкой успешной адаптации освобожденных от отбывания наказания. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными прямо указывается, что подготовка осужденного к освобождению — это длительный процесс, который начинается с первого дня заключения. Результаты работы по адаптации осужденных к жизни в обществе зависят от тщательного планирования этой работы и продолжительности контактов с осужденными.
Сложность проблемы заключается в том, что, освободившись из колонии, осужденные попадают в ту же микросреду, которая не позволяет реализоваться их глубинной положительной ориентации, заложенной в стенах ИУ. Результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что общеобразовательный уровень осужденных существенно влияет на формирование их интересов и потребностей: осужденные с более высоким уровнем образования, как правило, проявляют и больший интерес к продолжению обучения, заинтересованность в работе самодеятельных организаций, проведении культурно-воспитательных мероприятий, они испытывают потребность в литературе, более добросовестно относятся к труду, к получению специальности, повышению своей квалификации, среди них снижается число лиц, которые систематически употребляют спиртные напитки и др. Высокий уровень образования, как правило, дает возможность освобожденному правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верные решения.
После выхода на свободу лица, досрочно освобожденные, как и все освобожденные вступают в новый этап ресоциализации — социальную адаптацию. Совершение лицом правонарушений свидетельствует о неудачно складывающемся процессе его социализации, нарушении отношений с социальной средой. От того, насколько быстро осужденные включатся в нормальную жизнь общества и освоят новые социальные роли, зависит вероятность возвращения их к преступному образу жизни. Практика показывает, что процесс адаптации осужденных продолжается в течение шести месяцев после освобождения.
Второй этап ресоциализации освобожденных должен выполнять такие задачи, как: исключение или нейтрализация неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды; восстановление и укрепление положительных связей с семьей осужденного; трудоустройство осужденного; бытовое устройство по месту жительства; контроль специализированного государственного органа за выполнением условий досрочного освобождения.
Представляется, что все из перечисленных задач социальной адаптации должны выполняться одним специализированным государственным органом при содействии местных администраций городов и районов, а также попечительских обществ.
Полагаю, что уголовно-исполнительные инспекции и должны стать такими специализированными государственными органами. На них в частности могут быть возложены функции по координации деятельности всех органов и служб по социальной адаптации освобожденных условно-досрочно. Одним из условий успешной социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений является преемственность в проводимой работе по их ресоциализации. Она обеспечивается организационным взаимодействием всех органов и общественных организаций по ресоциализации освобожденных от наказания.
Российская Федерация в современных кризисных условиях развития экономики, социальной сферы и сферы труда не способна пойти на создание на всей ее территории новых структур, требующих государственного финансирования. Целесообразнее и экономичнее реформировать уже имеющиеся органы, увеличив их штат и возложив на них новые обязанности. Для успешной социальной адаптации лиц, освобожденных досрочно, предлагается передача в ведение уголовно-исполнительных инспекций специальных жилых общежитий для временного размещения в них лиц, освобожденных условно-досрочно и не имеющих прочных положительных социальных связей, небольшие производства для трудоустройства нуждающихся.
Таким образом, эффективность ресоциализации лиц, освобожденных досрочно или по отбытии наказания, во многом зависит от качества подготовительной работы в исправительном учреждении и реальной помощи освобожденному в социальной адаптации после освобождения. В настоящий момент необходимо закладывать правовые основы ресоциализации лиц, освобожденных от наказания, в том числе и досрочно, определить основные принципы проведения такой деятельности. В частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и оказание помощи в адаптации освобожденных к нормальным условиям общежития. Необходимо на законодательном уровне урегулировать не сам процесс социальной адаптации, а конкретную деятельность органов и организаций, направленную на обеспечение успешного протекания сложного психологического процесса ресоциализации.
Список источников
- Бриллиантов А. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. – М., Проспект (ТК Велби), 2009 – С. 179.
- Потоцкий Н.К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №5 – С. 13-18
- Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник – М., Проспект, 2009 – С. 492
- Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие / Л. В. Смолина. — М., Изд-во Окей-книга, 2015. — С. 122
- Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И. Л. Трунова. — М., Изд-во Эксмо, 2014. — С. 675
Если социализация, то есть приспособление индивидуума к конкретному окружающему обществу происходит вторично, такое явление представляет собой процесс ресоциализации.
Как правило, ресоциализация происходит путем изменения различных установок, культурных норм и ценностей субъекта. Сам по себе данный процесс может оказаться достаточно глубоким и нести выраженные последствия в дальнейшей жизни индивидуума.
Ресоциализация может быть востребованная в виду перенесения различных форм психических заболеваний, длительной изоляции от общества, вынужденная смена культурного, национального, социального окружения.
Личностная ресоциализация
За первичную социализацию индивидуума, происходящую по мере его взросления, ответственная его семья, после нее – школа и заведения, специализирующиеся на воспитании, после них – университеты и заведения высшего образования. После получения образования, роль «воспитателя» на себя принимают различные социальные и культурные структуры, организации и коллективы, в которых принимает участие индивидуум.
Что же представляет собой личностная ресоциализация? Это достаточно специфический процесс трансформации, в ходе которого уже сформировавшаяся и зрелая личность принимать такую манеру и рамки поведения, которые в полной мере отличаются от всех принятых ранее установок. В принципе, этот процесс достаточно продолжительный и может протекать в течение всей жизни индивидуума, так как подобные решения могут приниматься каждый день, поскольку ресоциализация связана с заменой прежних жизненных установок на новые навыки и умения, шаблоны поведения, необходимые для выживания и адаптации к изменениям окружающего мира.
Ресоциализация может происходить в любой сфере жизни субъекта на любом из этапов. При этом она не является обязательной в определенное время для конкретного из них, а может обхватывать весь спектр. Примерами ресоциализации могут служить люди, побывавшие в местах лишения свободы. Они проходят данный процесс в обязательном порядке, приспосабливаясь к новой жизни на свободе и произошедшим за время их изоляции изменениям. Также специфическим процессом ресоциализации является психотерапия, которая помогает человеку выявить свои проблемы, ошибки в своем поведении, овладеть новыми шаблонами поведения, навыками, установками, которые помогут решить проблему или преждевременно избежать ее повторного возникновения.
Ресоциализация с точки зрения психологии
Можно использовать более краткое и емкое определение ресоциализации: она представляет собой процесс изменения ранее уже социализированного индивидуума. Стоит отметить, что ресоциализация с точки зрения психологии всегда связана с процессом десоциализации, то есть – нарушения социализации, и может даже являться его следствием.
Иными словами, ресоциализация в психологии – это достаточно целенаправленный «ремонт» определенных нарушений культурных и социальных установок личности, которые были нарушены во время произошедших ранее процессов десоциализации или асоциализации. Следует отметить, что молодые люди в большей степени легче поддаются процессам ресоциализации, исходя из того, что в молодом возрасте не так крепко сформированы различные социальные и культурные связи, поэтому работа по их восстановлению не столь объемна.
Гораздо более проблемным контингентом в подобной работе являются заключенные, пребывавшие длительное время в изоляции от общества, наркоманы, люди, увлеченные азартными играми и страдающие от этого, алкоголики, а также пациенты пережившие сильную катастрофу и стресс.
Ресоциализация и десоциализация действительно крепко взаимосвязаны и могут даже представлять собой единственный процесс. Это происходит в течение всей жизни индивидуума, на определенных циклах, когда он принимает некоторую социальную роль на себя. Примером может служить бракосочетание, отцовство или материнство, поступление в университет, первая работа. Когда происходят такие перемены в жизни, субъект не только переживает ресоциализацию, приспосабливаясь к новой роли и новым социальным условиям, но также вместе с тем происходит и десоциализация – отказ от ранее привычных установок и моделей поведения, которые теперь становятся невозможными.
Ресоциализация в детском возрасте
Процесс социализации характеризуется своей обширностью и бесконечностью, происходя. Фактически, в течение всей жизни человека. Особой интенсивностью он выделяется в детском возрасте, в то время как по мере взросления этой характеристикой начинает преобладать ресоциализация.
Следует отметить, что также своими особенностями выделяется и ресоциализация в детском возрасте. При этом данные особенности достаточно важны для дальнейшей жизни малыша. В первую очередь обращает на себя внимание то, что для взрослого человека ресоциализация представляет собой корректировку внешнего поведения и сопутствующих этому установок, в то время как для ребенка – это формирование его конкретных ценностных ориентиров.
Не следует забывать, что взрослый человек способен к анализу и оценке, определяя для себя какое-то свое, субъективное понятие «нормы», сопровождающее его в течение всей жизни. У малыша отсутствует такая способность, поэтому в ходе вторичной социализации он неспособен сформировать личностное понятие норм, а лишь принимает те из них, что приходят со стороны родителей и воспитателей.
В подростковом возрасте процесс ресоциализации не менее важен. Он заключается не только в привитии подростку способности к принятию различных социальных ролей и функций, но также и корректировку ранее не состоявшихся или забытых социальных умений, морали, способности к общению и формированию отношений, социальных связей. Также своей спецификой обладает ресоциализация, проводимая в учебных заведениях. Она должна в обязательном порядке выстраиваться с учетом индивидуальности каждого ребенка, выявлять специфику их воспитания, возможные упущенные социальные навыки. При этом важнейшим инструмент ом в процессе ресоциализации ребенка или подростка является постоянный упор на их положительные качества и сильные стороны.
Сейчас процесс исправления и ресоциализации осужденных осуществляется в одиннадцати специальных воспитательных колониях, из которых десять предназначено для содержания лиц мужского пола и одна - женского пола. Воспитательные колонии расположены в разных регионах страны от Ковеля (Волынской обл.) до Павлодара (Днепропетровской обл.). Несовершеннолетние лица женского пола отбывают наказание в Мелитопольской воспитательной колонии Запорожской обл.
Для достижения цели исправления и ресоциализации несовершеннолетних в воспитательных колониях ДКВС Украины действует комплексная система мер, которая призвана обеспечить:
- надлежащие условия жизни осужденных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, которые приняты в обществе;
- развитие у осужденных чувства самоуважения к себе и окружающим путем минимизации негативных последствий лишения свободы;
- поддержание социально полезных связей с родными и близкими для них людьми;
- получение образования и профессиональных навыков, что поможет им включиться в общественную жизнь после освобождения
Комплексная система мероприятий, кроме того, предусматривает обязательное привлечение к этому процессу всех сотрудников воспитательной колонии, но основная нагрузка по выполнению мер исправления и ресоциализации осужденных возложена на социально-психологическую службу, педагогов и психологии.
Важная роль в исправлении ресоциализации осужденных отводиться международным стандартам и практике исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетними в зарубежных странах. Изучение пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Нидерландах позволяет заметить, что в Украине происходят первые положительные сдвиги в гуманизации процесса отбывания наказаний несовершеннолетними осужденными. Наряду с этим, формальное перекладывание некоторых форм и методов исправления и ресоциализации осужденных в зарубежных странах на украинский воспитательные колонии не происходят в сознании самих осужденных.
Процесс исправления и ресоциализации осужденных не может быть эффективным, если к осужденным несовершеннолетним не применять меры поощрения и взыскания соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодек КСУ Украине общий порядок поощрения осужденных предусмотрен в ст 130, а взыскания - в ст 132 УК Украины Что касается несовершеннолетних, то порядок поощрения и взыскания регламентирован ст 144,145 КВ К Украины.
Статья 6. Исправление и ресоциализация осужденных и их основные средства
1. Исправление осужденного - процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушного поведения.
2. Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества;возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.
Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.
3. Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние.
4. Средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного уголовного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.
Комментарий:
Комментируя данную статью, следует отметить, что исправление и ресоциализации осужденных имеет давнюю историю. Эта проблема изучалась с позиции уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии в трудах многих ученых, однако единой точки зрения относительно указанных сроков не существует. Одни авторы считают их синонимами, другие - совершенно разных, не однорядными понятия. В науке уголовно-исполнительного права исправление и ресоциализация рассматривается как одно из направлений деятельности органов и учреждений исполнения наказания, способствует воспитанию у осужденных социально адекватных качеств, является внутренним процессом положительных изменений в личности осужденного и его сотрудничеством с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний, восстановление и развития социально полезных связей и отношений как в период отбывания наказания, так и после освобождения, и охватывает три составляющие:
Цель наказания;
Деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания;
Процесс коррекции личности осужденного и изменений в его личности под влиянием системы воспитательных мероприятий;
Результат работы органов и учреждений исполнения наказания.
Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе дифениций "исправления" и "ресоциализация" существенно повлияло на дискуссию по этому поводу. Исправление осужденного рассматривается законодателем как процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушному поведения позволяет реализоваться соответствующей цели уголовно-исполнительного закона.
Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества; возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.
Таким образом, исправление и ресоциализация - это ключевые категории для применения большого количества норм уголовно-исполнительного закона, под которыми следует понимать комплекс государственных и негосударственных мероприятий, определенных уголовно-исполнительным законодательством, другими нормативно-правовыми актами в сфере исполнения и отбывания наказаний, путем коррекционного воздействия на сознание лиц, осужденных за совершение преступлений, для достижения основной цели наказания - казни.
Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние. Кратко охарактеризуем каждый из этих средств.
Режим в исправительных и воспитательных колониях - это установленный законом и другими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий: изоляцию осужденных;постоянный надзор за ними; выполнения возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных;различные условия содержания осужденных в зависимости от вида колонии; изменение условий содержания осужденных.
Режим в колониях должен сводить к минимуму разницу между условиями жизни в колонии и на свободе, что способствует повышению ответственности осужденных за свое поведение и осознанию человеческого достоинства.
К средствам обеспечения режима Уголовно-исполнительный кодекс Украины относит технические средства надзора и контроля, администрация колонии имеет право использовать (аудиовизуальные, электронные и иные технические средства для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного законодательством порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных).
Администрация колонии обязана сообщить осужденных о применении технических средств надзора и контроля.
Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Режим особых условий в колониях предусмотрен в случаях стихийного бедствия, эпидемий, аварий важных для жизнеобеспечения систем, массовых беспорядков, проявлений групповой неповиновения осужденных или в случае возникновения реальной угрозы вооруженного нападения на колонию, или в связи с введением чрезвычайного или военного положения в районе расположение колонии усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия.
Работа осужденных к лишению свободы. Осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определяемых администрацией колонии. Осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Осужденные привлекаются к труду, как правило, на предприятиях, в мастерских колоний, а также на государственных или других форм собственности предприятиях при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.
Социально-воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических принципов и методов. В органах и учреждениях исполнения наказаний проводится нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, а также другие его виды, способствующие становлению их на жизненную позицию, которая отвечает правовым нормам и требованиям общественно полезной деятельности.
Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии с законами Украины "Об образовании" и "Об общем среднем образовании" с целью доступности и бесплатности получения полного общего среднего образования.
Осужденным готовы повышать свой общеобразовательный уровень, независимо от возраста создаются условия для самообразования, предоставляется возможность обучения в общеобразовательных учебных заведениях колоний, создаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с потребностью в них и при наличии необходимой материально-технической и научно методические базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
В воспитательных колониях образуются средние общеобразовательные школы трех степеней. Осужденные, которые учатся в них, учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями обеспечиваются бесплатно.
Для осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут быть трудоустроены в данной колонии, обязательной является подготовка на курсах профессионального обучения рабочих на производстве.
Общественный контроль как средство исправления и ресоциализации осужденных. Общественный контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудовыми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц.
Наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им с их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 6 коммент средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.
Работа осужденных к лишению свободы и ее социальные аспекты. ст. 123
Статья 123 . Социально-воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
1. Социально-воспитательная работа - целенаправленная деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных.
Социально-воспитательная работа направлена на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышения их общеобразовательного и культурного уровней.
2. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях, которые проводятся в колониях, учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания.
3. Распорядком дня колоний могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно.
4. Стимулирование правопослушного поведения осужденных осуществляется при помощи программ дифференцированного воспитательного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности.
5. Программы дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных должны учитывать возможности воспитательной функции режима отбывания наказания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, самодеятельных организаций осужденных, общественных, благотворительных и религиозных организаций, а также привлечения осужденных к самовоспитанию.