Регламент проведения экзаменов и зачетов. Пересдача сессии
РЕГЛАМЕНТ
Нижний Новгород
1. Общие положения
2. Сроки сдачи экзаменов и зачетов
3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии
4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)
5. Порядок проведения зачетов
6. Порядок проведения экзаменов
7. Форма проведения экзаменов
8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена
9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов
10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику
11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов
12. Порядок ликвидации академической задолженности
13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость
14. Порядок перевода студентов на следующий курс
15. Контроль
РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. № 000-1 (в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. с изменениями от 22 октября 2010 г.), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » от 01.01.01 г. , Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 71, Уставом Университета и Положением о промежуточной аттестации студентов НГТУ.
1.2. Регламент проведения экзаменов и зачетов (далее Регламент) определяет порядок допуска, сдачи экзаменов и зачетов студентами, а также порядок ликвидации академической задолженности и отчисления студентов за академическую неуспеваемость.
1.3. Экзамены и зачеты проводятся по дисциплинам утвержденного учебного плана по соответствующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования, при этом, в рамках компетентностного подхода, знания, умения и навыки обучающегося определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» и «не зачтено».
1.4. Экзамены проводятся по лекционным учебным курсам, а зачеты - по лекционным учебным курсам, а также практическим, лабораторным, семинарским занятиям и курсовым работам . По решению Совета факультета по отдельным лекционным учебным курсам, по отдельным видам практики, курсовым работам и проектам может предусматриваться дифференцированный зачет с оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
1.5. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входит аттестация по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки (по индивидуальным планам), в течение учебного года сдают не более 20 экзаменов.
1.6. Проведение экзаменов и зачетов должно обеспечивать возможности реального контроля знаний и навыков в соответствии с учебными планами.
1.7 В рамках каждого учебного курса кафедрой устанавливается перечень индивидуальных и групповых заданий, которые прописываются в рабочей программе по дисциплине (рефераты, РГР, контрольные работы и др.), Выполнение данных заданий рассматривается как обязательный элемент изучения курса и одновременно форма текущего контроля знаний и навыков.
1.8. Студенты заочной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии, если они не имеют задолженности за предыдущий семестр. Обучающиеся по блочной системе не должны иметь задолженности за предыдущий учебный год.
2. Сроки сдачи зачетов и экзаменов
2.1.Сроки проведения экзаменов (экзаменационная сессия) и перечень сдаваемых экзаменов по учебным дисциплинам определяются графиком учебного процесса университета и рабочим учебным планом по соответствующему направлению подготовки или специальности, и прописываются в расписании экзаменационной сессии.
2.2. Расписание составляется таким образом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее трех дней, исключая день предыдущего экзамена.
2.3. Расписание доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за две недели до начала сессии (в т. ч. вывешивается на информационном стенде факультета* ).
2.4. Для студентов, обучающихся по заочной форме, а также в сокращенные сроки, экзаменационные сессии на каждом курсе устанавливаются в соответствии с учебными планами, но не более трех в течение учебного года.
2.5. Зачеты по курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии (на последней неделе теоретического обучения перед экзаменационной сессией).
2.6. Предусматривается сдача зачетов и экзаменов по индивидуальному графику (см. главу 10 данного положения)
2.7. Зачеты по всем видам практик принимаются руководителем.
Зачеты по практикам принимаются по окончании практики на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой.
3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии
3.1. Студенты очной и очно-заочной форм обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии выполнения и сдачи ими всех курсовых проектов , работ и зачетов, предусмотренных учебным планом текущего семестра. Зачеты должны быть сданы до даты начала экзаменационной сессии, установленной приказом ректора .
В случае, если по дисциплине в текущем семестре зачет учебным планом не предусмотрен, а запланированы контрольные, расчетно-графические и лабораторные работы , студент допускается к экзамену по этой дисциплине при условии выполнения и сдачи вышеперечисленных работ.
Список должников предоставляется заведующим кафедрой в деканат за день до начала экзаменационной сессии.
3.2. Сдача зачета фиксируется в зачетно-экзаменационной ведомости и в зачетной книжке студента соответствующей записью «зачтено».
4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)
4.1. По каждой дисциплине от преподавателя студенты получают:
Информацию о графике (сроках), форме и содержании проведения зачетов, экзаменов и других мероприятий текущего контроля знаний (информация вывешивается на информационной доске деканата или кафедры);
Полные сведения о системе оценки знаний.
Преподаватель обязан провести все мероприятия по дисциплине, запланированные рабочим учебным планом и своим индивидуальным планом, в точном соответствии с расписанием занятий на семестр.
4.2. По каждой дисциплине, выносимой на экзаменационную сессию, проводятся консультации не позднее дня, предшествующего экзамену.
5. Порядок проведения зачетов
5.1. Перечень курсов и видов занятий, по которым предусматривается контроль результатов обучения в форме зачета, определяется рабочим учебным планом.
5.2. Зачет может проводиться как в формате, аналогичном проведению экзамена, так и в других формах, основанных на выполнении индивидуального или группового задания, позволяющего осуществить контроль знаний и полученных навыков.
5.3. При групповой подготовке проектов вклад каждого члена группы в разработку соответствующих разделов должен быть указан в письменной форме в методической разработке по проектированию.
5.4. Отчеты по практическим и лабораторным занятиям могут приниматься по мере их выполнения: по практическим занятиям (по отдельным дисциплинам) - в форме контрольных работ и рефератов.
5.5. Зачеты по дисциплинам с семинарскими занятиями могут приниматься на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах. Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.
5.6. Зачет принимает преподаватель, который читал лекции по данному курсу.
В отдельных случаях, когда преподаватель не может принимать зачет
из-за болезни, командировки или по другой уважительной причине, заведующий кафедрой дает письменное поручение принять зачет другому преподавателю. Данное поручение оформляется распоряжением по кафедре.
5.7. Зачет может приниматься преподавателем не более двух раз.
5.8. Остальные правила проведения зачетов аналогичны правилам проведения экзаменов.
6. Порядок проведения экзаменов
6.1. По представлению деканатов факультетов учебный отдел университета согласовывает, а проректор по учебной работе утверждает расписание экзаменационной сессии.
6.2. Преподавателю, принимающему экзамен, запрещается самостоятельно изменять дату, время и место его проведения без согласования с деканатом, за которым закреплена учебная группа. Данное согласование должно быть оформлено служебной запиской с визой декана или заместителя декана по учебной работе.
6.3. В случае изменения хотя бы одной позиции в расписании экзаменационной сессии (дата, время и место проведения) деканат обязан сообщить об этом в учебный отдел университета, довести сведения до студентов и внести коррективы в расписание на информационной доске своего учебного подразделения.
6.4. При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе оформленную зачетную книжку (на каждой странице должны быть заполнены реквизиты: учебный год, Ф. И.О. студента, подпись декана, заверенная печатью факультета), которую предъявляют экзаменатору в начале экзамена.
6.5. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
6.6. Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.
6.7. Каждый студент должен быть обеспечен отдельным рабочим местом.
6.8. Ответы на вопросы экзаменационных заданий носят строго индивидуальный характер. В ходе проведения экзамена исключаются все формы консультаций студентов друг с другом или с преподавателем.
6.9. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства и наглядные пособия (плакаты, макеты, натуральные образцы и т. д.). Возможность использования на экзамене справочной литературы , методических материалов, компьютеров и электронных записных книжек определяется преподавателем, и доводится до студентов на консультации.
6.10. Использование средств связи на экзамене запрещено.
6.11. За нарушение порядка проведения экзамена (зачета) студент может быть удален с экзамена (зачета) с проставлением в ведомость неудовлетворительной оценки («незачтено»).
7. Форма проведения экзаменов
7.1. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем по согласованию с кафедрой и фиксируется в рабочей программе по дисциплине.
7.2. Проведение письменного экзамена.
· Письменный экзамен проводится одновременно для всех студентов группы (лекционного потока).
· Для проведения письменного экзамена разрабатываются преподавателем и утверждаются на кафедре экзаменационные задания в количестве вариантов, достаточных для обеспечения возможности организации индивидуального ответа на вопросы.
· Экзаменационное задание может включать в себя:
- «закрытые» тесты, предусматривающие, как правило, возможность выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Если тест содержит несколько правильных ответов, студенты должны быть об этом предупреждены;
- «открытые» вопросы, требующие краткого ответа или развернутого объяснения;
Задачи и комбинированные задания, требующие выполнения расчетов.
· Студенты должны быть заранее проинформированы о том, какой процент выполнения экзаменационного задания в целом соответствует той или иной оценке.
· Результаты письменного экзамена должны быть доведены до студентов (вывешены на стенде факультета) не позднее чем через два дня после его проведения.
7.3. Проведение устного экзамена.
· Для проведения устных экзаменов разрабатывается перечень вопросов экзаменационных билетов, а также дополнительных заданий, которые могут быть предложены студентам в качестве дополнительных.
· Все основные вопросы распределяются по экзаменационным билетам. Перечень вопросов, количество вопросов в билете и их распределение по билетам утверждаются на заседании соответствующей кафедры. Билеты должны быть подписаны экзаменатором и заведующим кафедрой.
· Каждому студенту независимо от того, который раз сдается экзамен, должна быть предоставлена возможность случайным образом получить один из экзаменационных билетов.
· Структура и содержание дополнительных экзаменационных заданий определяется преподавателем, ответственным за чтение курса. Экзаменационные задания могут быть подготовлены в форме открытых вопросов, тестов и практических заданий.
· Студент, получивший вопросы и задания, письменно выполняет их. Время, выделяемое на подготовку, должно быть достаточным для того, чтобы дать краткий (неразвернутый), но полный (без пропусков) ответ на все структурные элементы экзаменационного вопроса и задания.
· В процессе устного ответа студент делает необходимые комментарии к своим записям и отвечает на уточняющие и дополнительные вопросы экзаменатора.
· При устной форме экзамена экзаменатору предоставляется право задавать студенту по программе курса дополнительные вопросы в рамках отведенного для ответа на экзамене временного норматива. При этом каждый студент в процессе занятий и консультаций должен быть ознакомлен с программой курса, содержанием минимальных требований, которым необходимо удовлетворять для получения положительной оценки по курсу, и критериями дифференциации оценки.
7.4. Проведение комбинированного экзамена.
· В отдельных случаях по решению кафедры курсовой экзамен проводится в два этапа:
Выполнение письменного задания;
Устная часть экзамена.
· Каждый этап проводится в соответствии с правилами проведения устного и письменного экзаменов соответственно.
7.5. Экзамены принимаются преподавателями, читающими данный лекционный курс, при этом может привлекаться преподаватель, ведущий практические или семинарские занятия.
7.6. В случае отсутствия вышеуказанных преподавателей экзамен может принять заведующий соответствующей кафедрой или преподаватель, которому заведующий кафедрой (в письменной форме) делегировал данные полномочия. В случае, когда отдельные разделы курса, по которым установлен единый экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен проводится с их участием, но с выставлением одной оценки.
8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена
8.1. При определении уровня экзаменационной оценки по дисциплине с преобладанием теоретического обучения рекомендуется использовать следующие критерии:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, глубокое систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендуемую в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности ;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить у профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
С учетом изложенных критериев и при особом внимании к специфике конкретных дисциплин устанавливаются требования к оценке знаний на экзаменах и дифференцированных зачетах по иностранным языкам , инженерной графике, начертательной геометрии, физическому воспитанию и другим дисциплинам, обучение которым направляется преимущественно на формирование практических умений, навыков и профессионального мастерства.
8.2. После выставления оценок и передачи экзаменационной ведомости в деканат студенты имеют право посмотреть работы. Показ работ осуществляется в день объявления оценки.
8.3. Экзаменационные оценки «отлично» и «хорошо» могут быть поставлены преподавателем без опроса студента только на экзамене, как исключение по результатам текущей успеваемости студента в семестре.
9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов
9.1. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Ведомости должны быть пронумерованы деканатом, заполнены (в соответствующих графах должны быть проставлены номер зачетной книжки, подпись преподавателя), и подписаны деканом или заместителем декана по учебной работе.
9.2. Неявка на экзамен или зачет отмечается в экзаменационной ведомости словом «не явился» и подписью преподавателя.
9.3. Экзаменационные (зачетные) ведомости выдаются преподавателю деканатом в день, предшествующий консультации по экзамену.
9.4. В ведомости должны быть отмечены те студенты, которые по тем или иным причинам не допущены до экзамена деканатом или кафедрой.
9.5. Экзаменационные (зачетные) ведомости сдаются преподавателем в деканат полностью оформленными, с выставленными результатами экзамена (зачета) в день проведения или на следующий день после экзамена (зачета).
Возврат экзаменационных листов и ведомостей производится преподавателем лично.
9.6 В случае, когда преподаватель не может лично передать ведомость в деканат, он передает ее через секретаря кафедры, на которой работает.
9.7. Сотрудник деканата не имеет право принимать ведомость от преподавателя, если не все графы, предусмотренные бланком, заполнены.
Подчистки, зачеркивания и другие исправления в ведомости допускаются в исключительном случае. Каждое исправление должно быть подкреплено записью преподавателя «исправлено» и личной подписью.
9.8. Документы, связанные с проведением экзаменов (зачетов), хранятся в деканате в течение 5 лет.
9.9. Результаты экзаменационной сессии проставляются в учебных карточках (в месячный срок) и вносятся в АСУ «Деканат» в течение
5 дней после окончания сессии.
9.10. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий курс распоряжением декана факультета.
10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику
10.1. Досрочная сдача зачетов или экзаменов разрешается в исключительных случаях по уважительной причине.
Студент излагает причины, вызвавшие необходимость досрочной сдачи зачета (экзамена), в личном заявлении на имя ректора университета. Заявление визирует декан факультета и проректор по принадлежности. На основании данного заявления деканат определяет индивидуальную траекторию сдачи зачетов (экзаменов) и вносит проект приказа о досрочном допуске студента к сессии с обозначением сроков проведения аттестационных процедур. Приказ ректора должен быть издан до начала сессии.
10.2. Студенты, которым решением Совета факультета разрешен индивидуальный план обучения, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, предусмотренные индивидуальным планом и установленные деканом факультета.
10.3. Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, распоряжением декана факультета предоставляется продление экзаменационной сессии на количество дней их болезни. Студент должен уведомить деканат о болезни, и не позднее, чем через три дня после выздоровления представить в деканат справку о временной нетрудоспособности .
Если справка в указанные сроки не предоставлена, деканат вправе потребовать от студента объяснительную записку о причинах нарушения сроков предоставления справки, и, при необходимости, принять к студенту меры дисциплинарного взыскания , вплоть до отчисления.
10.4. Студенты, переведенные из других вузов или восстановленные в НГТУ, сдают зачеты и экзамены по расписанию учебного подразделения, согласованному с соответствующими преподавателями.
11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов
11.1.Неявка на экзамен без уважительной причины в назначенное время рассматривается как использованная попытка сдачи экзамена и приравнивается к получению оценки «неудовлетворительно».
11.2. Основанием для уважительной причины является:
Временная нетрудоспособность, подтвержденная справкой медицинского учреждения ;
Другие исключительные случаи, подтвержденные документально.
11.3.Нарушения порядка на экзамене (использование справочной литературы или рукописей справочного характера, методических материалов, компьютеров, электронных записных книжек без разрешения преподавателя, а также средств связи) ведут к удалению студента с экзамена (зачета) с выставлением ему оценки «неудовлетворительно» («незачтено»).
12. Порядок ликвидации академической задолженности
12.1. Для ликвидации студентами академической задолженности декан факультета устанавливает сроки и порядок сдачи экзаменов в пределах срока ликвидации академической задолженности, предусмотренного приказом ректора. Неявка студента на пересдачу экзамена в установленный срок по неуважительной причине влечет за собой выставление неудовлетворительной оценки.
12.2. Пересдаче подлежит не более двух оценок «неудовлетворительно».
12.3. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка, в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается.
12.4. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка производится два раза. Для пересдачи экзамена в третий раз назначается аттестационная комиссия. В состав комиссии входят:
Преподаватель, ведущий данную дисциплину;
Преподаватель, читающий эту же дисциплину (или аналогичную), назначенный заведующим кафедрой;
Заведующий кафедрой, за которой закреплена дисциплина;
Декан или заместитель декана по учебной работе факультета (института), на котором обучается студент.
Решение комиссии является окончательным».
12.5. По окончанию экзаменационной сессии деканаты факультетов не позднее, чем за три дня до очередной переэкзаменовки формируют график пересдач и вывешивают его на информационном стенде факультета.
12.6. Студентам заочной формы обучения при наличии уважительных причин деканы факультетов могут устанавливать иные сроки на период до начала следующей сессии.
12.7. Для студентов, прошедших практику, но не получивших зачет в установленное время, кафедрой определяется срок ликвидации академической задолженности по практике в течение двух недель.
12.8. Если студент сдает экзамен в сроки, отличные от утвержденного сессионного расписания его учебной группы (досрочная сдача, перенос экзамена по уважительной причине или пересдача), то, наряду с зачетной книжкой, он должен предъявить направление (экзаменационный лист), подписанный деканом факультета или заместителем декана по учебной работе.
12.9. В случае, когда необходимость в пересдаче экзамена по одной и той же дисциплине у одного преподавателя возникает у группы студентов, деканат может выдать повторную ведомость.
12.10. Ответственность за хранение бланков экзаменационных листов и зачетно-экзаменационных ведомостей на факультете несет диспетчер. Данная функциональная обязанность должна быть предусмотрена должностной инструкцией сотрудника.
12.11. Не допускается хранить не заполненные бланки экзаменационных листов, подписанные деканом или заместителем декана по учебной работе.
12.12. Вопрос о пересдаче оценок «удовлетворительно» и «хорошо» рассматривается в исключительных случаях на последнем курсе обучения после сдачи всех экзаменов и зачетов, но до начала итоговой государственной аттестации. Разрешается пересдать не более двух оценок.
Пересдача оценок «удовлетворительно» допускается, если их количество не превышает двух за весь период обучения.
Решение принимает декан факультета на основании личного заявления студента.
13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость
По представлению декана факультета подлежат отчислению за академическую неуспеваемость студенты:
Не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам;
Не ликвидировавшие академическую задолженность, а также разницу в учебных планах в установленные приказом ректора сроки;
Не выполнившие индивидуальный график или индивидуальный план обучения;
Не выполнившие программу практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета по практике ;
Получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче дисциплины экзаменационной комиссии.
14. Порядок перевода студентов на следующий курс
Перевод студентов на следующий курс осуществляется распоряжением декана факультета по итогам летней экзаменационной сессии (до начала нового учебного года). Все студенты, находящиеся в контингенте на
01 сентября текущего учебного года переводятся на следующий курс, включая студентов, направленных на пересдачу по 1-2 дисциплинам и числящихся в академическом отпуске.
15. Контроль
1. Контроль за подготовкой к проведению экзаменов и их проведением преподавателями в соответствии с настоящим Регламентом возлагается на заведующих кафедрами.
2. Общий контроль за соблюдением процедур настоящего Регламента возлагается на заместителя декана по учебной работе и учебно-методическое управление вуза.
3. Итоги экзаменационных сессий и предложения по улучшению учебного процесса на факультете выносятся на обсуждение заседаний кафедр, Совета факультета.
* в данном Регламенте под учебным подразделением «Деканат факультета» подразумевается и учебное подразделение «Дирекция института»
Минобрнауки России направило в адрес вузов письмо с разъяснением порядка отчисления студентов за академическую неуспеваемость. Об этом сообщается на официальном сайте Уполномоченного по правам студентов в РФ Артема Хромова .
Напомним, в последнее время в адрес студенческого омбудсмена поступало большое количество обращений, связанных с отчислением студентов за академическую неуспеваемость. Студенты часто жаловались на то, что их отчисляют за неудовлетворительные результаты по нескольким зачетам или экзаменам без права пересдач. Правозащитник добился признания незаконным такого порядка отчисления.
Имеют ли право на отсрочку от призыва на военную службу студенты, восстановившиеся в образовательной организации после отчисления? Узнайте из материала "Отсрочки от призыва для учащихся и студентов" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!
Так, в разъяснениях Минобрнауки России отмечается, что в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " вуз не вправе отчислить студента, получившего неудовлетворительные результаты по одной или нескольким дисциплинам, сразу после сессии. Образовательная организация обязана предоставить такому студенту две попытки пересдачи в течение года.
Также подчеркивается, что не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности).
8.1. Досрочная сдача экзаменов и зачетов, результаты которых фиксируются в индивидуальной зачетно-экзаменационной ведомости, допускается в исключительных случаях (медицинские показания, командировка и т.п.) на основании личного заявления студента с указанием причин на имя проректора по учебной работе с резолюцией декана факультета.
8.2. В случае получения на досрочной сдаче экзамена оценки «неудовлетворительно» студенту разрешается пересдача экзамена в установленном порядке в дни переэкзаменовок.
8.3. Студент, получивший в период промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, имеет право ликвидировать (пересдать) их в специально установленные деканом факультета дни.
8.4. Студент, получивший в период промежуточной аттестации (экзаменов и/или зачетов) количество неудовлетворительных оценок больше трех, подлежит отчислению из Университета.
8.5. Студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки по зачету или экзамену по одному и тому же предмету не более трех раз сроки, согласованные с деканатом. Два раза студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки преподавателю, которому он ранее сдавал зачет или экзамен.
Третья пересдача осуществляется в присутствии комиссии, которая назначается заведующим кафедрой в составе 2-3 преподавателей. Полученная на пересдаче оценка является окончательной.
8.6. Студент обязан ликвидировать (пересдать) полученные в период зимней или летней сессии неудовлетворительные оценки не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией.
Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной осенней сессии (по дисциплинам первого модуля), допускается до зимней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность. Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной весенней сессии (по дисциплинам третьего модуля), допускается до летней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность.
8.7. В исключительных случаях ректор Университета, по ходатайству декана факультета, может разрешить студенту пересдачу экзаменов с целью повышения положительной оценки, если успешная пересдача позволяет студенту претендовать на получение диплома с отличием. Такая пересдача разрешается не более чем по одной дисциплине. Разрешается пересдача одной оценки «хорошо» сверх имеющихся 25% или одной оценки «удовлетворительно», если она единственная и все остальные оценки «отлично». Пересдача экзамена проводится после последней сессии (то есть завершения теоретической подготовки), но до начала итоговой аттестации.
8. Продление, перенос сроков сессии
Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим документально подтвержденным уважительным причинам (медицинским показаниям, семейным обстоятельствам и т.п.), проректор по учебной работе по личному заявлению студента, согласованному с деканом факультета, может продлить сроки промежуточной аттестации или установить индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов. При этом ликвидация задолженностей должна быть произведена согласно п. 8.6. не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией. В необходимых случаях студенту оформляется академический отпуск.
Справки о болезни и другие необходимые документы предоставляются в деканат в течение трех дней с момента выдачи справки в лечебном или другом учреждении. Справки должны быть зарегистрированы в городской поликлинике № 51. В случае болезни или другой уважительной причины студент обязан своевременно (до момента закрытия ведомости) уведомить деканат о причинах своего отсутствия.
Конкретные сроки продления (переноса) промежуточной аттестации оформляются распоряжением декана. На основании распоряжения деканат выдает студенту индивидуальную зачетно-экзаменационную ведомость, которая должна быть возвращена в деканат в день сдачи экзамена. Ведомость действительна в течение трех дней с момента выдачи.
В публикации рассмотрены способы, позволяющие студентам получить возможность пересдать экзамен вне плана.
Студенты, читающие данную информацию, встречались с провалом на экзамене, вследствие чего возникла пересдача. В случае сильной запущенности в знаниях по теме экзамена или зачета, преподаватель может не желать слушать учащегося, который пытается получить внеплановую пересдачу. В данном случае студенту грозит отчисление из учебного заведения. Самым оптимальным решением в сложившейся ситуации является поиск вежливого, индивидуального подхода к экзаменатору. Существует несколько советов для таких ситуаций.
Не следует думать, что преподаватель должен идти навстречу учащемуся в случае пропуска положенного срока на сдачу экзамена или провала в знаниях на всех предыдущих пересдачах. Таких студентов очень часто отчисляют, преподаватели не всегда идут на компромисс в решении спорных вопросов. Лучше всего сдавать экзамены и зачеты в срок, чтобы не сталкиваться с пересдачами, которые не лучшим образом отражаются на нервной системе учащихся. Кроме того, тратится драгоценное время на уговоры экзаменаторов.
Каждый студент знает, что дата экзамена выбирается заранее при составлении плана сессии на семестр. В случае неудачного выступления на экзамене, у каждого учащегося есть гарантия пересдать предмет определенное количество раз. Число пересдач для каждого учебного заведения индивидуально.
К примеру, у студента имеется два раза на пересдачу, это количество устанавливается в соответствии с учебным планом. Если по каким-либо причинам учащийся не воспользовался данным числом пересдач, то в дальнейшем вопрос будет решаться строго для каждого студента отдельно.
Самое первое дело – посещение деканата с разъяснением причин отсутствия на пересдачах, далее будет решаться вопрос о внеплановой пересдаче с условием достаточных знаний для грамотного ответа на экзамене. Работники деканата обязательно перенаправят студента к преподавателю, у которого будет происходить пересдача. Учащемуся подскажут контакты экзаменатора, расписание, личный номер мобильного телефона.
Встречаются лояльные педагоги, с радостью помогающие студенту, готовые выслушать его вне намеченных планов. Но бывают и трудные ситуации, требующие терпения и выдержки. Некоторые экзаменаторы наотрез отказываются идти навстречу студенту и назначать день пересдачи. Говорят, что все нужно делать в свое время, в том числе и сдавать экзамены. Если рассудить все с точки зрения системы образования, то отказ правомерен, но не следует забывать о моральных нормах, которые советуют приходить к компромиссу. Студенту важно убедить экзаменатора в блестящих знаниях предмета, в том, что пересдача будет окончательной. Но, в то же время, не следует быть бестактным, наглым и настойчивым, ведь эти качества могут принять за обычную невоспитанность. Слишком скромным быть также не рекомендуется. Во всех делах важно стремиться к золотой середине.
Решение о последней пересдаче имеет огромное значение в жизни студента, в возможности получать дальнейшее образование, поэтому необходимо добиться положительного результата. Не редки ситуации предвзятого отношения преподавателя к учащемуся. От таких моментов никто не застрахован. У некоторого числа преподавателей существует следующее мнение: если студент не знает блестяще предмет, то он вообще не имеет права продолжать обучение в высшем учебном заведении.
Не пересдав несколько раз предмет, студент начинает понимать, что сдать на положительную отметку у данного преподавателя не является осуществимой целью. Выходов из такой неприятной ситуации несколько: отдав все время и силы, выучить предмет и все вопросы экзамена на самую высокую отметку, но даже это не дает гарантии положительного исхода, ведь существует целый ряд дополнительных вопросов, которые поставят в тупик отвечающего. Второй способ решить проблему – заявление с просьбой заменить преподавателя. Такие моменты довольно часто встречаются при процессе обучения, деканат незамедлительно реагирует, чтобы решить сложившуюся проблему.
В деканат обращаются как в устной, так и в письменной форме. Важно точно рассказать причины, по которым не удается найти компромисс с определенным педагогом. Далее решением вопроса занимается учебный совет. Студенту следует помнить, что знания сдаваемого предмета должны быть великолепными, ведь при замене педагога просто необходимо выступить достойно и ответить на все основные и дополнительные вопросы, иначе в деканате не будут повторно делать снисхождения для определенного учащегося. Тогда история может закончиться отчислением из учебного заведения.