Обращение минина к народу. Обращение козьмы минина к новгородцам
Если кто со школьной скамьи не перечитывал это стихотворение - насладитесь нашим величием и великодушием!
СКИФЫ
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...
Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
1918
Александр Блок. Избранное.
Добро пожаловать!
Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .
В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .
Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .
Принципы Энциклопедии:
2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.
3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.
4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.
5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.
Читайте основные положения
Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.
Статус проекта
Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.
Официальные контакты
Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)
Как со знамени Победы эти геростраты убрали основные символы – серп и молот, так и из празднования Великой даты убрали саму ее суть – Обращение Козьмы Минина к Новгородцам. Неуютно чувствовали бы себя современные государственные управители, если бы каждый гражданин знал, каким воззванием подняли Минин и Пожарский своих современников на освободительную борьбу.
История повторяется. Развитие общества идет по спирали. И как злободневен представленный ниже текст первоисточника!
Обращение Козьмы Минина к Новгородцам
Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому.
А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей.
Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили.
Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего.
Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.
И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денего, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.
Я предлагаю Минина расплавить...Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и веры Православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управителями, произошедшая злоба и ненависть, которые забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошед, уже в Москву и другие многие грады по обе стороны побрали, казну так великую, чрез многие грады разными государями собранную, растащили, церкви и монастыри разорили и разоряют.
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю: это было бы под стать.
Подумаешь - они спасли Расею!
А может, лучше было б не спасать?Джек (Яков Моисеевич) Алтаузен
Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и, согласясь единодушно, оставя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего. Правда, может кто сказать что мы можем сделать не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.
И ежели мы все равное намерение возъимеем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и бессмертную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.
Обращение Кузьмы Минина к народу в 1611 году в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.
________________________
МИНИН Кузьма - (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий) - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций. Свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов.
Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами
Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Через которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же ко утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другаго гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, Козаков и всяких бездельников царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А, может, кто еще татарского или турецкого для своей такмо малой и скверной пользы избрать похочет…
Может кто сказать: что мы можем зделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способнаго? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании…
Документ 4.
Из введения к Соборному уложению (1649 г.)
… Указал государь, по совету с патриархом Московским и всея Руси, и бояре приговорили выбрати из стольников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жильцов, из чину по два человека; также всех городов из дворян и из детей боярских взяти из больших городов опричь Новагорода, по два человека; а из Новгородцев с пятины, по человеку; а из меньших городов по человеку; а из гостей трех человек; а из гостиные и суконные сотен по два человека; а из черных сотен и слобод, и из городов и посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити, и на мере поставити, чтобы те все великия дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы.
Документ 5.
Из Новоторгового устава (1667 г.)
42. На Москве и в городех всем иноземцам никаких товаров врозь не продавать; а будет учнут врозь продавать, и те товары имати на великого государя.
56. А буде которые иноземцы похотят товары свои от города возить к Москве и в иные города, и им платить с тех заморских товаров у Архангельского города проезжих пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками для того, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят.
61. А Московским купецким людям в порубежных во всех городех и на ярмарках торговати с иноземцы всякими товарами вольно…
Вопросы к документам:
Сравните документ 1 с аналогичными документами конца XVI – начала XVII вв. В чем сходство и в чем принципиальное различие между ними?
Почему в своей крестоцеловальной записи Василий Шуйский постоянно ссылается на кровное родство с Рюриком, Александром Невским, Римским императором? Какие положения этого документа Вам представляются наиболее значимыми, почему?
В чем видит К. Минин причины ослабления государственности в России и как предлагает исправить положение?
На основании документа 4 покажите социальный состав и примерный удельный вес различных социальных категорий участников Земского Собора 1649 г.
Какие права на торговлю по Новоторговому уставу имели иностранные купцы: иностранцы, живущие в Москве и имевшие разрешение на торговлю; русские купцы? Чем можно объяснить такую градацию?
Тема 5. Россия в XVIII веке - веке модернизации и просвещения.
Документ 1.
Из Указа Петра I о единонаследии (1714 г.)
1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:
2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хочет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет по своей воли, кроме одного, который в недвижимых наследником будет… То же разумеется и о дочерях.
Документ 2.
Его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение воспринять изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, такоже коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Воинская, Адмиралтейская, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Коммерц, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии.
Гл.III. О назначенных к сиденью днях и часах.
Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и Господних праздников, и государских ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в Сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в шестом часу, а в долгие – в восьмом часу, и быть по пять часов. А ежели важные дела случатся, то долженствует, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться за час до судей, а за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения – неделя вычета жалованья.
Гл. V – О докладах в коллегии.
Сколь скоро коллегиум соберется, хотя и не все, но большая часть членов: то доносит и чтет секретарь все в надлежащем порядке, а именно: перво публичные государственные дела, касающиеся его царского величества интереса, потом приватные дела…
Гл. IX – О свободных днях от трудов.
Коллегии имеют среди лета отдохновения от трудов и при том свободу на четыре недели ехать летним увеселением забавляться; однако ж всем членам вдруг отлучиться не надлежит, також де надлежит коллегиям декабря от 25, января до 7 дня, В Великий пост первую и страстную, сырную и светлую недели от дел, кроме самых нужд, иметь свободу.
Гл. XXIII – О камор аудиенции (или судейского правления)
Каморы аудиенции коллегий надлежит добрыми коврами и стулами убрать, и стол, при котором коллежные члены сидят, добрым сукном покрыть, и пред всяким членом чернильнице со всею принадлежностию, и над столом балдахину, и на стене добрым часам поставленным быть; вышеупомянутый стол стоит посредине каморы. Секретарский стол на правой, а нотариусов протокольный стол на левой стороне; однако ж ни в какой коллегии престол для его величества не поставляется.
Гл. XXV – Надзирание на поступки служителей.
Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители в коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то, однако ж, надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтобы в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить.
Документ 3.
Глава XIV. О власти магистратской.
… Магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) показывать; но надлежит на такого мещанина в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать… А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно, таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством…
Документ 4.
«Кондиции» императрицы Анны Иоанновны (1730 г.)
… Обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного верховного тайного совета согласия:
Ни с кем войны не всчинять.
Миру не заключать.
Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
В знатные чины, как в стацкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного Тайного Совета.
У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
Вотчины и деревни не жаловать.
В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного Совета не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять… И всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Документ 5.
Из указа Анны Иоанновны «О прикреплении рабочих к фабрикам и заводам и о даровании фабрикантам права ссылать рабочих в дальние города и на Камчатку» (7 января 1736 г.)
… 1. Всех, которые по ныне при фабриках обретаются, и обучались какому-нибудь мастерству, принадлежащему к тем фабрикам и мануфактурам, а не в простых работах обретались, тем быть вечно при фабриках…
2. Впредь на тех фабриках и мануфактурах всяким мастерствам обучать и в мастера производить из детей вышеписанных, отданных им вечно.
3. Которые по ныне на тех фабриках и мануфактурах были в черных работах, тех всех отдать, чьи они были..
4. Которые при нынешней при фабриках переписи показали, что из каких чинов отцы и дети их, не знают, чем ныне быть по тому ж при фабриках…
Документ 6.
Из указа Елизаветы Петровны о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь (13 декабря 1760 г.)
… Поскольку в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует. Того ради Правительственный Сенат приказали: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, так же и женский пол, которые вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными проступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают; таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению…
Документ 7.
Из манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству Петра III (18 февраля 1762 г.)
… 1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им дозволит, однако ж военные ни во время кампании, ниже пред начатием оной за три месяца от увольнения из службы… просить да не дерзают
4. … Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей иностранной коллегии надлежащие паспорты…
9. … Мы нашим императорским словом наиторжественнейшим образом утверждаем, на всегда сие свято и нерушимо содержать в постановленной силе и преимуществах…
Документ 8.
Наказ Екатерины II «О комиссии по составлению проекта нового уложения (1767 – 1768 гг.)
Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства.
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно.
Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
33. Надлежит, чтобы законы, поелико возможно, предохраняли безопасность каждого, особо гражданина.
34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.
36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.
39. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию: и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялися бы все одних законов.
222. Самое надежнейшее обуждание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан.
250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка; надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим, которые повинуются.
295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.
296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и накакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет».
299. Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими приведшими состояние
496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестокие сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан.
Документ 9.
1.Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели наличествовавших в древности мужей, отличавших себя заслугами, тем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.
2. … да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются…
8. Без суда да не лишится благородный, окромя своими равными…
12. Да не судится благородный, окромя своими равными…
15. Телесное наказание да не коснется благородного.
20. … Во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякий благородный дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадите ни труда, ни самого живота для службы государственной.
26. Благородным подтверждается право покупать деревни.
27. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням…
37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют и составить дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться правами, выгодами, отличностями и преимуществами…
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии…
40. Десять заседателей (Верховного земского суда и заседатели Советного суда, уездного суда и Нижнего земского суда) выбираются через всякие года дворянством всех уездов…
Документ 10.
Из Манифеста императора Павла I о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (5 апреля 1797 г.)
Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися воспринять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресеные дни принуждать крестьян к работам…
Вопросы к документам:
В чем Вы видите смысл принятия Петром I указа о единонаследии? В чьих интересах он был принят?
Какие новые нормы устанавливал Генеральный регламент?
Чем можно объяснить тот факт, что утверждение самодержавия и предоставление относительно широких прав магистратам приходится на один и тот же год?
Какие последствия могло иметь следование Анной Иоанновной требованиям подписанных ею кондиций?
Дайте оценку указу Анны Иоанновны о закреплении рабочих за фабриками и мануфактурами.
Какие социальные последствия имело принятие Манифеста о вольности дворянской?
На основе анализа документов эпохи Екатерины II раскройте понятие «просвещенного абсолютизма».
О чем свидетельствует принятие Павлом I указа о запрещении принуждения крестьян к труду по воскресным дням? Чьим интересам он отвечал, а чьим нет?
Тема 6. Россия в первой половине XIX века.
Документ 1.
Член Негласного комитета П. А. Строганов о возможной реакции в обществе на ограничение полного произвола крепостников (1801 г.)
… Что может быть причиною опасного волнения? Или партия, или недовольные лица. Какие у нас к тому элементы? Народ и дворянство. Что такое это дворянство, каков его состав, каков его дух? Дворянство у нас составилось из множества людей, сделавшихся дворянами только службою, не получивших никакого воспитания, все мысли которых направлены к тому, чтобы не постигать ничего выше власти императора, ни право, ни закон, ничто не может породить в них идеи о самомалейшем сопротивлении. Это сословие самое невежественное, самое ничтожное и в отношении к своему духу – наиболее тупое; вот приблизительная картина Большей части нашего сельского дворянства. Те же, которые получили несколько тщательное воспитание, немногочисленны и по большей части проникнуты духом, нисколько несклонным противодействовать каким бы то ни было мерам правительства. Дворяне, усвоившие настоящее понятие о справедливости, будут сочувствовать предположенной мере; прочие же, хотя в большинстве, не подумают ни о чем, а только поболтают. Большая часть дворянства, состоящего на службе, к несчастью, ищет в исполнении распоряжений правительства свои личные выгоды, и очень часто служит, плутуя, но не сопротивляясь. И так – одна часть нашего дворянства живет по деревням, пребывая в глубоком невежестве, а другая – на службе проникнута духом вовсе неопасным. Значительных собственников нечего бояться…
Документ 2.
Из указа о свободных хлебопашцах (1803 г.)
1. Если кто из помещиков пожелает отпустить, благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав сними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору)…
2. Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные…
9. Поелику крестьяне таковые имеют недвижимую собственность: то и могут они входить во всякие обязательства; и указы 1761 и 1765 годов, запрещающие крестьянам без дозволения их начальств вступать в условии, на них не простираются…
Документ 3.
Из «Конституции» Н. М. Муравьева (1821 – 1822 гг.)
16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдиными не принимается – поелику оно изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере – по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле Божией – все рождены для блага и все просто люди , ибо все перед ним слабы.
17. Всякий имеет право излагать невозбранно свой мысли и чувства и сообщать их посредством печати своим соотечественникам…
24. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Церковные земли остаются навсегда за ними.
25. Земли помещиков остаются за ними… Особый закон определит вознаграждение, которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место – за временное прервание в порядке получения доходов, с возделываемой сими поселянами земли…
30. Военные поселения немедленно уничтожаются…
32. Разделение людей на 14 классов отменяются…
Документ 4.
Из «Русской правды» П. И. Пестеля
… 1. Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия…
2. Если у помещика имеется менее 10000, но не менее 5000 десятин земли, тогда за отбираемую половину земли дается ему возмездие, состоящее в таком числе десятин, чтобы итог возмездной земли и за ним остающейся земли составлял всего-навсего 5000 десятин
3. Если у помещика имеется менее 5000 десятин земли, тогда ему дается за отбираемую для волости землю такое же точно число десятин возмездной земли.
4. Число десятин возмездной земли может быть выдано из казны помещику деньгами или натурою. Если выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика…
Документ 5.
С. С. Уваров о теории официальной народности (1843 г.)
… Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейного.
Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.
САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных вашего величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношении к правительству.
Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное – НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства. Относительно к народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста; черты изменяются с летами, но физиономия измениться не должна.
Документ 6.