Государственная информационная система управления государственными финансами. Электронный бюджет
Инструкция по подключению уполномоченных сотрудников федеральных органов исполнительной власти к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»
Аннотация
Настоящий документ порядок подключения сотрудников федеральных органов исполнительной власти к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
2.Подготовка рабочих мест пользователей 6
3.Регистрация пользователей 18
4.Вход в Личный кабинет 19
5.Техническая поддержка пользователей функционала ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет» 21
Термины и определения
Термины | Определения |
Система «Электронный бюджет» | Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» |
Пользователь | Зарегистрированный в системе «Электронный бюджет» сотрудник организации сектора государственного управления, которому администратором пользователей предоставлены полномочия на выполнение определенных функций по обработке определенной информации в соответствии с его ролью в бизнес-процессе организации |
Уполномоченный сотрудник | Сотрудник ФОИВ, уполномоченный осуществлять доступ к ресурсам ГИИС ЭБ |
ФОИВ | Федеральный орган исполнительной власти |
1.Общие сведения
Процесс организации доступа уполномоченных сотрудников ФОИВ к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет» состоит из следующих шагов:
Подготовка рабочих мест пользователей
Регистрация пользователей
Вход в Личный кабинет
2.Подготовка рабочих мест пользователей
2.1. Требования к техническому обеспечению
Для клиентских машин устанавливаются следующие минимальные технические требования:
Процессор с тактовой частотой не менее 600 МГц;
Объем оперативной памяти не менее 128 Мб;
Объем жесткого диска не менее 10 Гб;
Клавиатура;
Монитор SVGA (графический режим должен иметь разрешение не менее 1024x768);
USB-порт;
Дисковод для дискет 3,5”;
Ключ электронной подписи (может быть предоставлен на носителях ruToken, eToken);
Манипулятор типа мышь.
Требования к программному обеспечению
Интернет-браузер «Google Chrome»;–
Операционная система Windows XP и выше;
ViPNet Client;
«КриптоПро CSP» - криптопровайдер, вспомогательная программа, использующаяся для генерации электронных подписей, работы с сертификатами и т.д.
Сертификат ключа электронной подписи.
Установка интернет-браузера «Google Chrome»
https://www.google.com/intl/ru/chrome/browser/?hl=ru&brand=CHMI
В открывшемся окне необходимо нажать на кнопку «Загрузить Chrome» (Рисунок).
Рисунок. Страница загрузки интернет-браузера «Google Chrome»
После этого на клиентскую машину загрузится установочный дистрибутив интернет-браузера «Google Chrome».
Настройка ViPNet Client
Для этого необходимо открыть ViPNet Client [Монитор] и в разделе «Сервис» выбрать пункт «Настройка параметров безопасности…» (Рисунок).
Рисунок. Сервис
В открывшемся окне «Настройка параметров безопасности» необходимо перейти на вкладку «Криптопровайдер» и нажать на кнопку «Выключить» в поле «Поддержка работы VipNet CSP через MS Crypto API включена» (Рисунок).
Рисунок. Криптопровайдер
В открывшемся окне «Настройка параметров безопасности» необходимо нажать «Да» и перезагрузить компьютер (Рисунок).
Рисунок. Настройка параметров безопасности
После перезагрузки компьютера криптопровайдер от InfoTeCS будет отключен.
Установка криптопровайдера КриптоПро CSP
При установке программы «КриптоПро CSP» будет запрошен лицензионный ключ, который поставляется с установочным пакетом «КриптоПро CSP».
После установки «КриптоПро CSP» требуется перезагрузить компьютер (Рисунок).
Рисунок. Системное сообщение
Установка драйверов Алладин РД
Рисунок. Установка «КриптоПро CSP»
После установки драйверов требуется перезагрузить компьютер (Рисунок).
Рисунок. Системное сообщение
Выбор используемого ключа, предоставленного на носителях ruToken/eToken
Рисунок. Добавление ключа в хранилище
В открывшемся диалоговом окне «Сертификаты в контейнере закрытого ключа» необходимо нажать на кнопку «Обзор» и выбрать используемый ключ (предварительно установленный в USB-порт или дисковод ключ, предоставленный на носителе ruToken/eToken) (Рисунок). После этого необходимо нажать на кнопку «ОК».
Рисунок. Выбор ключевого контейнера
В открывшемся диалоговом окне необходимо нажать на кнопку «Свойства» (Рисунок):
Рисунок. Сертификат для просмотра
В диалоговом окне «Сертификат» следует нажать кнопку «Установить сертификат» (Рисунок).
Рисунок. Окно установки сертификата
В диалоговом окне «Мастер импорта сертификатов» необходимо нажать кнопку «Обзор» для выбора хранилища для сертификатов (Рисунок).
В следующем окне необходимо выбрать хранилище сертификатов – «Личное» и нажать кнопку «ОК» (Рисунок).
Рисунок. Выбор хранилища сертификатов
В диалоговом окне «Мастер импорта сертификатов» необходимо подтвердить помещение сертификата в хранилище «Личное» нажатием кнопки «Далее» (Рисунок).
Рисунок. Помещение сертификата в хранилище
Завершить работу «Мастера импорта сертификатов» необходимо нажатием кнопки «Готово» (Рисунок).
Рисунок. Окно «Мастер импорта сертификатов»
После того необходимо в окне просмотра сертификата нажать кнопку «Готово» (Рисунок).
Рисунок. Окно просмотра сертификата
В открытом диалоговом окне «КриптоПро CSP» для завершения работы с сертификатами необходимо нажать кнопку «ОК» (Рисунок).
Рисунок. Окно «КриптоПро CSP»
3.Регистрация пользователей
Предоставление доступа к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет» осуществляется на основании заявки на подключение к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет», направленной в Министерство финансов Российской Федерации (по форме согласно приложению 1 к данной инструкции).Для обеспечения защищенного соединения при вводе и обработке информации при работе в системе используются специальные программные средства. Указанные специальные программные средства и дистрибутивы ключей идентификации пользователей были предоставлены Министерством финансов Российской Федерации главным распорядителям средств федерального бюджета в ходе подготовки и рассмотрения проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 июня 2013 года № 21 -05-06/24327).
В случае необходимости предоставления федеральному органу исполнительной власти дополнительных дистрибутивов ключей идентификации пользователей уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти дополнительно направляет администратору VipNet сети посредством «Деловой почты», входящей в состав специальных программных средств, заявку на подключение пользователей к Информационной системе. В соответствии с представленной заявкой Министерством финансов Российской Федерации посредством «Деловой почты» будет направлен федеральному органу исполнительной власти дополнительный комплект дистрибутивов ключей идентификации пользователей. Комплект предоставляется ответственному сотруднику ФОИВ, назначенному за организацию подключения к VipNet сети.
В результате регистрации данных заявки на предоставление доступа пользователь получает техническую возможность осуществления доступа к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет» в соответствии с назначенными ему ролями.
4.Вход в Личный кабинет
Для начала работы с функционалом ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет» необходимо выполнить следующую последовательность действий:– запустить интернет обозреватель двойным нажатием левой кнопки мыши на его ярлыке на рабочем столе или нажать на кнопку «Пуск» и в открывшемся меню выбрать пункт, соответствующий используемому интернет обозревателю;
– в адресной строке интернет обозревателя ввести адрес budget. gov .ru . В результате открывается главная страница Единого портала бюджетной системы Российской Федерации. Далее необходимо выполнить вход в Личный кабинет пользователя и перейти по ссылке «Вход в личный кабинет системы «Электронный бюджет» для органов государственной власти и местного самоуправления»;
Рисунок - Страница доступа к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет»
– в результате открывается страница авторизации доступа к функционалу ведения Базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ системы «Электронный бюджет». Для входа в систему «Электронный бюджет» в окне идентификации необходимо ввести свои логин и пароль, выданные Оператором системы «Электронный бюджет», и нажать на кнопку «Войти» (Рисунок 2);
ГИИС «Электронный бюджет»
Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
ГИИС «Электронный бюджет» включает в себя ряд подсистем:
Подсистема ведение реестра участников бюджетного процесса , а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса.
Подсистема ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг.
Подсистема учета и отчетности.
Подсистема управления закупками.
Подсистема управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.
По всем выше названным подсистемам, в настоящее время Федеральным казначейством ведется активная работа по их запуску в промышленную эксплуатацию.
Постараюсь вкратце остановиться на каждой из названных подсистем.
Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса.
По состоянию на 01 декабря 2016 года в Сводный реестр включены все участники бюджетного процесса федерального уровня, субъектового и муниципальных уровней. При этом не у всех организаций, предполагающих осуществлять государственные закупки по 44-ФЗ, вне зависимости от уровня бюджета, в реестровых записях Сводного реестра проставлены полномочия в сфере закупок. Отсутствие в реестровой записи полномочий «Заказчика» не позволит формировать и размещать план – закупок, план – график в ГИИС «Электронный бюджет» на 2017 год и последующие периоды.
В ближайшее время необходимо осуществить мониторинг реестровых записей Сводного реестра на предмет выявления организаций, у которых должны быть, но отсутствуют указанные полномочия.
Также организациям, после добавления полномочий «Заказчика» в реестровой записи необходимо произвести перерегистрацию по 27Н в личном кабинете Единой информационной системе в сфере закупок. Перерегистрацию должно производить лицо, обладающее полномочиями администратора организации.
В 2016 году в автоматическом режиме происходит репликация данных Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» в справочники Автоматизированной системы Федерального казначейства в отношении участников бюджетного процесса федерального уровня.
Начиная с 01 января 2017 репликация данных Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» будет происходить в отношении организаций субъектового и муниципальных уровней.
В этой связи необходимо обеспечить 100 процентное включение в Сводный реестр информации об участниках и неучастниках бюджетного процесса уровней субъекта и муниципалитетов, обеспечить актуальное состояние реестровых записей.
Упомянутые выше мероприятия репликации данных из Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» в информационные системы Федерального казначейства должны позволить отказаться от использования прикладного программного обеспечения Системы электронного документооборота.
Ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности . Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 151 утверждены Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).
Формирование ведомственных перечней производится органами местного самоуправления, осуществляющими функции учредителя бюджетных или автономных учреждений, а также главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения в ГИИС «Электронный бюджет»
В этой связи, территориальным отделам необходимо как можно скорее провести работу с органами, осуществляющими полномочия учредителя, которые до настоящего времени не сформировали ведомственные перечни, не провели работу по актуализации записей ведомственного перечня в части актуальности реестровых записей базового перечня и наименований учреждений по Сводному реестру.
Из 48 ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями утверждено по данным ГИИС "Электронный бюджет" – 13. Отсутствие утвержденных ведомственных перечней не позволит учреждениям выполнять государственные задания.
В случае получения информации о критических ошибках, препятствующих формированию (актуализации) ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями необходимо постараться разобраться в проблеме, если своими силами не удается устранить ошибку, рекомендовать органам, осуществляющим полномочия учредителя заводить обращения в службу поддержки ГИИС «Электронный бюджет» и при не решении проблемы направлять информацию об ошибках каждый четверг в ОВФР в соответствии с Приложением 2 к письму Федерального казначейства -04-05/05-873.
Подсистема учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» обеспечивает централизованное составление, представление, свод и консолидацию отчетности об исполнении федерального бюджета и бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений.
Подсистема предоставляет пользователю следующие функциональные возможности:
· создание и настройка формуляров отчетных форм;
· заполнение форм отчетности путем ручного ввода;
· предзаполнение форм отчетности данными из других отчетных форм;
· автоматическое формирование протоколов контролей;
· запуск пакета контролей над формой (-ами) отчетности;
· настройка контрольных соотношений для различных уровней;
· согласование и подписание форм отчетности;
· мониторинг процесса составления и представления отчетности;
· выгрузка форм отчетности в соответствие с Требованиями к форматам текстовых файлов;
· ведение справочников, необходимых для процесса составления и представления форм отчетности.
По состоянию на 01 декабря 2016 года к подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» подключено 34 участника бюджетного, которые вместе с Управление участвуют в пилотировании указанной подсистемы.
Управление наряду с представлением отчетности по главе 100 Федеральное казначейство в ППО «СЭД» осуществляет параллельное представление отчетности в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» начиная с июля месяца текущего года. Подразделением, ответственным за оказание функциональной поддержки пилотных организаций определен отдел финансового обеспечения Управления. Понятно, что возникают проблемы и выявляются ошибки, которые решаются путем обращения к группе поддержки Электронного бюджета.
Предполагается, что начиная со сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2016 году все клиенты федерального уровня, включая их подведомственные филиальные сети будут сдавать отчетность с использованием ГИИС «Электронный бюджет». При этом отдел финансового обеспечения с передачей полномочий по главе 100 Федеральное казначейство в ФКУ «ЦОКР» будет обеспечивать такую возможность всем клиентам.
Подсистема управления закупками Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части формирования сведений планового реестра укрупненных закупок, предложений по закупкам, позиций плана закупок, реестра плана закупок, ведомости ЛБО, позиций плана-графика, реестра планов-графиков и ведомости плана финансово-хозяйственной деятельности предназначена для осуществления процедур формирования обоснований бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг главными распорядителями средств федерального бюджета, обеспечиваемого при взаимодействии с Подсистемой бюджетного планирования, для осуществления процедур по формированию получателями бюджетных средств - федеральными государственными заказчиками предложений по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, закупкам в части публичных обязательств Российской Федерации по приобретению товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, закупкам в части объектов капитального строительства , мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных (предлагаемых к включению) в федеральную адресную инвестиционную программу на 2016-2018 годы и последующие бюджетные циклы, для формирования сведений реестра плана закупок, реестра планов-графиков закупок, а также для взаимодействия с ЕИС.
В настоящее время идет активная работа по подключению участников бюджетного процесса к указанной подсистеме. По состоянию на 01 декабря 2016 года подключено 90 организаций из 196.
Начиная с 2017 государственные заказчики федерального уровня будут формировать свои планы – закупок, планы – графиков в ГИИС «Электронный бюджет». Более подробно по работе в подсистеме управления закупками в своем докладе расскажет.
C января 2017 года ведение учета бюджетных обязательств будет осуществляться в ГИИС «Электронный бюджет», в том числе в подсистеме управления расходами .
Для получения доступа к сервисам, реализованным в Компоненте, клиентам необходимо выполнить подготовительные мероприятия, в том числе предоставить в территориальные органы Федерального казначейства по месту обслуживания заявки на предоставление доступа к Компоненту, содержащие информацию о сотрудниках, ответственных за постановку на учет бюджетных обязательств. До конца текущего года все клиенты Управления должны быть подключены и уметь работать в подсистеме управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.
Спасибо за внимание!
Федеральное казначейство
Отрасль: Государственное и муниципальное управление
Государственный контракт № .
Основной целью создания системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Система «Электронный бюджет» создается в соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 1275-р. В указанной Концепции определены цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы «Электронный бюджет», основные направления, а также механизмы и этапы создания и развития системы «Электронный бюджет».
Цели комплексного проектирования:
- разработка совокупности решений по организации и структуре элементов системы «Электронный бюджет», имеющих принципиальное значение для функционирования системы в целом, и решений по способам и вариантам перехода к целевому состоянию архитектуры системы «Электронный бюджет»;
- анализ вариантов и разработки проектных решений по ключевым компонентам системы – технологической основе, подсистемам обеспечения информационной безопасности и юридической значимости электронных документов, ИТ-инфраструктуре;
- формирование требований к технологическим и функциональным подсистемам системы;
- разработка пакета методических материалов и документов, определяющих порядок разработки компонентов системы и шаблоны разрабатываемой документации;
- создание методик расчета требований к аппаратному обеспечению системы.
Выполнение работ по комплексному проектированию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» было регламентировано требованиями Государственного контракта № . Государственный контракт предусматривал выполнение работ в 4 этапа, начиная с разработки общих решений по системе до формирования детальных требований к подсистемам и компонентам системы.
В ходе проекта, в период с 2012 до 2014 года, были выполнены следующие работы:
- разработка системной архитектуры системы «Электронный бюджет»;
- разработка технического задания на систему «Электронный бюджет»;
- разработка моделей угроз и нарушителя информационной безопасности системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к ИТ-инфраструктуре системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к подсистеме обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности и подсистеме обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к подсистеме управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
- проектированию ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
- разработка методических материалов для формирования требований к аппаратному обеспечению со стороны функциональных подсистем системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации компонентов ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
- проектирование подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
- проектирование подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
- проектирование подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
- разработка общих требований к функциональным подсистемам, требований к интеграции и информационному взаимодействию системы «Электронный бюджет» с внешними системами;
- разработка технических заданий на создание открытой части Единого портала бюджетной системы Российской Федерации и функциональных подсистем первой очереди:
- учет и отчетность;
- управление кадровыми ресурсами;
- управление нефинансовыми активами;
- управление закупками;
- информационно-аналитическое обеспечение.
- разработка технических заданий на создание функциональных подсистем второй очереди:
- бюджетное планирование;
- управление расходами;
- управление денежными средствами.
- разработка технических заданий на создание функциональных подсистем третьей очереди:
- управление долгом и финансовыми активами;
- управление доходами;
- финансовый контроль;
- разработка пакета организационно-методических материалов для обеспечения процессов разработки и сопровождения функциональных подсистем системы «Электронный бюджет».
Все результаты работ были согласованы с заказчиком. Ключевые результаты согласовывались Координационной комиссией, рабочими группами и экспертной группой по «Электронному бюджет», созданными Министерством финансов.
Основой для проектирования решений и разработки требований стала Системная архитектура системы «Электронный бюджет», сформированная с использованием методологии TOGAF (The Open Group Architecture Framework), с выделением уровней функциональной архитектуры, программной архитектуры, архитектуры данных и технической архитектуры.
На уровне функциональной архитектуры описаны основные решения по функциональным и технологическим подсистемам системы и Открытой части Единого портала бюджетной системы РФ, компонентам технологических подсистем, функциям технологических подсистем и их компонентов. Для функциональной архитектуры приведено описание функционального взаимодействия между подсистемами системы и их компонентами и основные решения по порядку выполнения функций в функциональных подсистемах.
Программная архитектура описывает типовые классы программных продуктов и программных платформ, обеспечивающих выполнение функций системы, содержит схему программной архитектуры с отображением типовых классов программных продуктов на подсистемы, компоненты и функции системы «Электронный бюджет», описывает стандарты программного взаимодействия между компонентами системы.
Для программной архитектуры приведены принципы использования программного обеспечения системы «Электронный бюджет» организациями сектора государственного управления и решения по программной реализации закрытого контура системы.
Архитектура данных включает следующие описания:
- категории данных, обрабатываемых в Системе;
- проектные решения по организации потоков данных;
- оценка объемов обрабатываемых данных;
- решения по использованию баз данных и хранилищ данных подсистемами и компонентами системы «Электронный бюджет».
Архитектура подсистемы обеспечения информационной безопасности содержит основные решения по организации информационной безопасности в системе «Электронный бюджет», функциональной и программной архитектурам подсистемы.
Для уровня технической архитектуры приводятся:
- схемы её организации, содержащие решения при использовании двух или трех площадок центра обработки данных;
- сетевая архитектура системы «Электронный бюджет»;
- архитектура технических платформ, включающая аппаратные средства вычислительной техники, инфраструктуру хранения данных и описание системного программного обеспечения.
Проработаны решения по режимам функционирования, отказо- и катастрофоустойчивости системы. Разработана стратегия создания подсистем и компонентов системы. Документы и решения, разработанные на основе общих решений, приведенных в составе Системной архитектуры, детализируют их до уровня готовности к реализации.
В результате проекта были созданы решения и требования, на основании которых начата разработка подсистем системы «Электронный бюджет». Система строится по компонентой модели, функционирующей в сервис-ориентированной архитектуре, и обладающей едиными средствами интеграции, мониторинга и управления.
Отдельные результаты комплексного проектирования были использованы Федеральным казначейством при создании и развитии ведомственных информационных систем.
Пример 1. Схема функциональной архитектуры
Пример 2. Схема программной архитектуры, «наложенная» на функциональную архитектуру
Пример 3. Схема размещения
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 гг. прозвучала такая важная задача, как утверждение и реализация Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет ». Концепция была разработана Министерством финансов РФ и 20 июля 2011 года одобрена распоряжением Правительства РФ.
Является составной частью электронной модели государственного управления и подчиняется общим принципам и основным направлениям реализации политики информатизации в сфере государственного управления.
Концепцией создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет » предусматриваются следующие направления :
– создание и внедрение единой системы формуляров , используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
– переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;
– автоматизация учетной деятельности , а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;
– интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;
– обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
– обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Функциональные возможности системы «Электронный бюджет» позволят использовать единые для всех пользователей портальные решения, систему формуляров, реестры и классификаторы, что в свою очередь создаст условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги).
На основе перехода к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов появится возможность автоматически формировать управленческие документы и регламентную отчетность и предоставлять их различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме, в том числе с использованием мобильных устройств.
Все органы государственной власти и федеральные государственные учреждения должны стать пользователями системы «Электронный бюджет ». Кроме того, система «Электронный бюджет » будет предоставлена на безвозмездной заявительной основе всем органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям сектора государственного управления, в том числе по модели «программное обеспечение как сервис ». Каждому пользователю (вне зависимости от его территориальной удаленности) будет предоставлен интерактивный доступ к информационным ресурсам, в том числе с мобильных устройств.
При проектировании и разработке системы «Электронный бюджет » соблюдаются следующие принципы создания технической архитектуры :
– централизованные или облачные технологии хранения и обработки информации;
– использование интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных;
– создание стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов с другими (внешними) системами в рамках системы «Электронный бюджет», основанных на открытых промышленных стандартах межсистемного взаимодействия;
– обеспечение готовности технической инфраструктуры к развитию в части расширения функциональности, увеличения числа пользователей и обслуживаемых организаций, повышения качества предоставляемых сервисов;
– унификация интерфейсов для обеспечения всех видов взаимодействия с системой и ее компонентами на основе единых унифицированных правил;
– обеспечение необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофоустойчивости.
Полномасштабное внедрение системы «Электронный бюджет » планируется завершить к 2015 году.
Реализация основных направлений создания и развития системы «Электронный бюджет » будет способствовать координации деятельности органов государственной власти, достижению гармонизации и упрощению управленческих и учетных операций, повышению оперативности и прозрачности (открытости) деятельности организаций сектора государственного управления.
Государственная информационная система «Электронный бюджет» создана Министерством финансов РФ. Что такое «Электронный бюджет», какова её структура и как с ней работать, расскажем в статье.
Что такое «Электронный бюджет»
Это государственная интегрированная информационная система. Её работе посвящено постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658. Система была создана для того, чтобы обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. С помощью «ЭП» происходит управление государственными и муниципальными финансами.
Среди задач системы выделяют:
- обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
- размещение информации о финансовых результатах в открытом доступе;
- обеспечение связи между бюджетным процессом и планирование закупок.
Субъектами системы являются:
- органы госвласти и местного самоуправления;
- бюджетные учреждения;
- прочие юрлица, которые получают бюджетные средства;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- иные участники бюджетного процесса;
- заказчики по Закону № 223-ФЗ.
Структура
Разберем, из каких подсистем состоит система:
- бюджетного планирования;
- управления расходами и доходами;
- управления денежными средствами;
- управления закупками;
- управления госдолгом, финансовыми и нефинансовыми активами;
- управления оплатой труда;
- финконтроля;
- ведения нормативной справочной информации;
- учета и отчетности;
- информационного обеспечения;
- управления нацпроектами.
Заказчики по 44-ФЗ размещают планы-графики при помощи подсистемы «Управление финансами». Бюджетные и автономные учреждения на федеральном и муниципальном уровне и другие заказчики могут формировать и публиковать планы-графики непосредственно в ЕИС. Но документы нужно дублировать в ЭБ и передавать в казначейство.
Предложения формируйте по карточкам укрупненных закупок. Для этого войдите в личный кабинет Электронного бюджета, в подсистему управления закупками. Предложения необходимо утвердить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств – ГРБС.
Как сформировать предложение и что делать, если возникнут ошибки, читайте в рекомендации.
Что такое «Электронный бюджет» и как с ним работать
Регламент подключения смотрите в письме Минфина РФ от 17.06.2016 № 21-03-04/35490. В первую очередь в организации следует выпустить приказ о назначении лиц, ответственных за работу в системе «Электронный бюджет» и размещение документации. Далее по инструкции (которую можно найти на сайте Минфина) подготовьте рабочее место к работе с ГИИС «ЭБ». У каждого работника должен быть ключ ЭЦП. Если сотрудники работают в ЕИС, новые ключи не нужны. После установки драйверов и программ направьте заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина № 21-03-04/61291 от 20.10.2016).
К заявке приложите приказ о назначении сотрудников, ответственных за работу в системе, файлы сертификатов ЭЦП, согласия работников на обработку персональных данных, а также доверенность по форме, утвержденной Минфином (письмо № 21-03-04/35490 от 17.06.2016). Заявка подается в Территориальный орган Федерального казначейства.
Дождитесь проверки документов, установите на рабочем месте СКЗИ, зарегистрируйте новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и определите роли каждого работника в системе.
Уполномоченных лиц в системе регистрируют по заявкам федеральных органов власти или органов власти субъектов.
Формирование плана-графика в системе «Электронный бюджет»
Зайдите в раздел, посвященный планированию, и выберите подраздел «План-график закупок». Нажмите на кнопку «Создать новый документ». Откроется формуляр в статусе «Черновик», содержащий следующие вкладки:
- «Основные сведения»;
- «Позиции плана-графика закупок»;
- «Особые закупки»;
- «Итоги по КБК»;
- «Итоги КВР»;
- «Итоговые показатели плана-графика закупок»;
- «Обоснование закупок»;
- «Лист согласования»;
- «Ошибки и предупреждения».
На вкладке «Основные сведения» вносится общая информация о документе, сведения о заказчике, должностном лице, ответственном за формирование плана-графика, о руководителе и т.д. В общей информации указывают плановый период, номер документа, номер версии плана-графика, номер в ЕИС, дату создания, дату утверждения.
На вкладке «Позиции плана-графика закупок» видим таблицу с информацией о позициях, включенных в план-график закупок. Чтобы добавить новую, нажмите на кнопку «Включить позиции плана-графика закупок».
Чтобы получить сведения о бюджетных ассигнованиях в Электронном бюджете, авторизуйтесь и войдите в подсистему управления закупками. Если предложения по закупкам превысят предельные объемы ассигнований, система выдаст предупреждение – необходимо внести правки в укрупненные закупки.
Как сделать, чтобы предложения по закупкам соответствовали ассигнованиям, читайте в рекомендации.
Вкладка «Особые закупки» заполняется, если в плане-графике есть следующие виды закупок:
- лекарственные препараты (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ);
- ТРУ, не превышающие 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- ТРУ, не превышающие 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- содержание и ремонт нежилых помещений (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- служебные командировки, проведение культурных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- преподавательские услуги (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- услуги экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- сбор и обработка первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- услуги по предоставлению права на доступ к информации (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Далее идет вкладка «Итоги по КБК». Там отображается информация о суммах позиций плана-графика закупок по КБК. Поля и таблицы на вкладке заполняются автоматически и недоступны для редактирования. Вкладка «Итоги по КВР» также заполняется системой автоматически.
На вкладке «Итоговые показатели плана-графика» указывается:
- НМЦК всех позиций по контрактам, заключенными с единственным поставщиком, и особых позиций плана-графика (если информации нет, здесь и дальше проставляются нули);
- сумма НМЦ контрактов, заключенных по итогам запроса котировок;
- общая сумма планируемых платежей;
- общая сумма планируемых платежей по закупкам путем запроса котировок;
- совокупный годовой объем закупок.
Для отправки версии плана-графика в ЕИС выберите запись в статусе «Утверждено» и нажмите на кнопку «Направить на контроль и размещение в ЕИС».
Вложенные файлы
- Инструкция по подключению к подсистеме.doc