Будет ли Татарстан переименовывать президента республики в «главу. Особый статус Татарстана: стоит ли осложнять проблему? Останется ли в татарстане президент
Со 2 по 6 августа в Казани работает VI съезд Всемирного конгресса татар. Ключевое событие этого многодневного мероприятия — пленарное заседание — прошло 3 августа. На нем была обозначена позиция Татарстана и (теоретически) всех татар мира по принципиальному вопросу о судьбе договора между республикой и Российской Федерацией.
VI съезд ВКТ — юбилейный: в этом году конгрессу исполняется четверть века. Согласно официальной повестке, нынешний форум посвящен вопросам сохранения татарского языка, культуры, духовного наследия и развития предпринимательства. Однако вряд ли кто сомневался, что первоочередной проблемой для обсуждения будут отношения Казани с Москвой.
Дело в том, что срок действия договора о разграничении полномочий между Республикой Татарстан и федеральным центром, подписанного в 1994 и пролонгированного в 2007 году, истек. И на сегодня никакого подобного документа не существует.
Казань настаивает на подписании нового договора, Москва — против. Почему?
Для Татарстана и его элит договор был гарантией особого статуса республики в составе РФ, давая им право на поддержание самостоятельных внешних связей, ведение внешнеэкономической деятельности, высокую степень независимости внутриполитической системы и, соответственно, управления.
Для Москвы этот документ изначально обеспечивал лояльность Татарстана и его элит, имевших широкое влияние на другие региональные структуры внутри РФ, в частности, в Поволжье и на Урале. Эта лояльность позволила в 90-х годах и в начале 2000-х не дать сильным сепаратистским тенденциям развалить единое государство. Но уже ко второму десятилетию нового века острота проблемы спала, и договор потерял смысл для Москвы.
Перед российским государством встала качественно новая задача: укрепление и совершенствование федеративных отношений в целях обеспечения равномерного развития всех территорий, а также с учетом стратегических потребностей будущего. В этих новых реалиях особый статус Татарстана — единственный в своем роде в РФ — превратился в проблему.
В чем ее суть?
В том, что особый статус Татарстана, бывший некогда гарантией сохранения целостности государства, сегодня стал угрозой этому единству. К настоящему времени в границах РФ сформировано единое и гомогенное политическое, юридическое, экономическое, таможенное пространство. Для всех субъектов Федерации существуют одни законы и правила. Татарстан до сих пор был единственным исключением — и хочет им остаться.
Иллюстрацией может служить тот факт, что только здесь отказались менять титул главы республики: в Казани остался президент.
Наличие в составе РФ одного "особого" субъекта означает постоянный риск, что любой другой регион может потребовать себе те же привилегии. К сожалению, подобные поползновения уже заметны: например, в виде отдельных федеральных министерств, занимающихся вопросами развития тех или иных макрорегионов (Северного Кавказа и Дальнего Востока).
При этом есть все основания полагать, что последовательные приверженцы особого статуса Татарстана с большой симпатией относятся к попыткам тиражировать их опыт. Так, первый председатель исполкома ВКТ Индус Тагиров с ностальгией вспоминает времена, когда "региональная вольница" породила проекты Уральской и Поволжской республик.
Не следует обольщаться: сторонники "особости" Татарстана будут рады, если такие проекты возродятся и российское государство из конституционной федерации превратится в договорную. В этом случае власть в Москве будут определять лидеры региональных элит, что позволит им установить свой контроль над собственными ресурсами и облегчит доступ к ресурсам федеральным.
В этом и кроется основная опасность "татарстанской модели", настойчиво отстаиваемой организаторами съезда ВКТ: в утрате с таким трудом и ценою таких жертв восстановленного государственного единства. Если бы проблема договора не выходила за пределы отношений федерального центра и Республики Татарстан, она наверняка давно была бы решена — в пользу подписания. Но в реальности она гораздо более широкая, и носит принципиальный характер равноправия всех субъектов РФ. Договор с Татарстаном перечеркивает этот принцип равенства, а значит, несет в себе зерна раскола.
На это в Казани вполне резонно отвечают: "Татары заинтересованы в сильной России, в гарантирующей успешное развитие национальных языков, культур и традиций народов на всей территории страны". Это — слова президента Республики Рустама Минниханова, сказанные на пленарном заседании съезда ВКТ.
В истинности этого тезиса никто не сомневается. Но неужели договор и вытекающий из него государственный статус Татарстана — единственная гарантия "сильной России", "развития национальных языков, культур и традиций"? Если так, то не говорит ли это о глубоком недоверии к российскому государству? Мол, сегодня Москва заберет договор, а завтра — вообще "сотрет" Татарстан с лица земли? А как же Конституция России, система законов, обеспечивающая защиту и развитие всех народов, населяющих нашу страну?
Если эта система недостаточна, если она дает сбои — необходимо ее дополнять и совершенствовать, и это откровенно признается в Москве. Но это — дело единого государства, а не предмет договоров между двумя государствами, одно из которых является частью другого. Зачем выдумывать подобную химеру, зачем так все усложнять?
Наша страна и без того находится сейчас в слишком непростой ситуации. Мы все видим, как усиливается на нее внешнее давление, со сколь серьезными угрозами она сталкивается. Думается, теперь не время вольно или невольно провоцировать внутреннюю напряженность, создавать атмосферу взаимного недоверия, множить претензии , лелеять амбиции. Не следует сомневаться — всем этим с большой охотой и умением воспользуются враги России.
Выступая на съезде ВКТ, первый президент Татарстана, госсоветник республики Ментимер Шаймиев сказал: "В мире разные мнения, никто не хочет сильную Россию. А нам нужна сильная и мощная Россия! Нам нужно федеративное государство. Для этого нужно совместно работать".
Прекрасные слова! Хотелось бы, чтобы именно в такой духе были решены все проблемы между Республикой Татарстан и федеральным центром.
Проходящий в Казани очередной, уже шестой по счету Всемирный конгресс татар обратился к Владимиру Путину с требованием сохранить в республике должность Президента и создал новый управляющий орган по образу Национального совета образца 1917 года. Таким образом, спустя столетие, республиканская правящая элита для защиты своих политических и экономических интересов вновь пытается реставрировать инструменты развития национализма и сепаратизма.
Для того, чтобы оценить то, что происходило в эти дни в Татарстане, необходимо понять, что же такое Всемирный конгресс татар (ВКТ) и провести несколько исторических параллелей.
Министерство юстиции РФ зарегистрировало ВКТ 24 апреля 1998 года – дата, в общем, ничем не примечательная, но и действие исключительно техническое. На самом деле первый съезд Всемирного Конгресса татарского народа прошел в Казани в 1992 году. А вот 1992-й – это уже ключевая веха в истории республики. Ведь именно весной этого года Татарстан отказался подписывать Федеративный договор с Россией. И практически сразу стало понятно, что переговоры по этому поводу будут если и не безнадежными, то очень сложными и затяжными. Так и произошло.
Осенью 1992 года по новой Конституции Республика Татарстан стала суверенным государством, в декабре 1993-го был объявлен бойкот всероссийскому голосованию, фактически оставивший новое государство за периметром федеративного правового поля и позволивший избрать собственного президента. Ситуация для формирующегося российского государства оказалось достаточно критичной – автономный анклав в самом центре страны был никому не нужен, идти по пути Чечни также было неразумно, и 15 февраля 1994 года в Москве президенты РФ и РТ Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Это была убедительная победа Шаймиева-политика. В рамках соглашения Татарстан объявлялся государством, объединенным с Россией на очень привлекательных для республики условиях. Она получала право на собственные Конституцию и законодательство, установление и сбор республиканских налогов, ввод республиканского гражданства, самостоятельность в отношениях с субъектами РФ и иностранными государствами и внешнеэкономической деятельности. Природные ресурсы были объявлены «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана».
Второй съезд Всемирного конгресса татар прошел в 1997 году, на нем был принят Устав организации. Это был год, когда после определенного затишья в первые пункты повестки политической жизни республики вновь вышли вопросы национальной идентификации и связанного с ней особого правового статуса. После образования Союза России и Белоруссии Татарстан объявил о желании самостоятельного вступления в него, а чуть позже Госсовет республики принял постановление о приостановлении выдачи паспортов гражданина Российской Федерации нового образца. Вот такие совпадения.
Конечно, Всемирный Конгресс татар не стоит рассматривать как самостоятельный орган, способный решать сложные политические задачи. Но функцию pr-инструмента властей Татарстана ВКТ выполняет вполне исправно. Причем инструмент этот рассчитан, в первую очередь, не на внутреннюю аудиторию, а на мировую общественность. И за возможность продвигать нужные мысли в нужное время власти Татарстана готовы хорошо платить. Разумеется, деньгами налогоплательщиков. В «свободное от политики время» конгресс очень активно занимается проведением сабантуев, татар-квестов и других подобных мероприятий - не очень осмысленных, но очень дорогих.
Сейчас как раз наступило то самое «нужное время». 2017 год, президент Татарстана Рустам Минниханов не может договориться с российским федеральным правительством о заключении нового договора о разграничении полномочий, в республике бушует банковский кризис, который в Кремле, Минфине и Центробанке РФ старательно не замечают, и в повестку ВКТ, долгое время обходившего политические вопросы, вновь включены животрепещущие пункты. Участники конгресса на пленарном заседании поддерживают обращение Госсовета республики к президенту, но, не о необходимости заключения нового договора, а о сохранении наименования должности высшей государственной власти в республике – президента. И, в общем, это все расставляет по своим местам.
Смена статуса главы Татарстана, очевидно, повлечет реформу системы управления, перераспределение полномочий, вероятнее всего, вновь придется делить ресурсы и активы. То есть, местные правящие кланы готовы биться за свое изо всех сил, а договор, конституция, и прочая мишура, работающая на благо республики, а не персоналий и семей, не так и важна. Отметим, в речи президента РТ на пленарном заседании тема договора не всплыла ни разу.
Однако выпад в сторону федерального центра в выступлении Рустама Минниханова все же был, причем выпад, ярко иллюстрирующий методы, которые глава республики готов использовать в защите своих личных интересов. Президент объявил о создании на базе «Всемирного конгресса татар» национального совета «Милли Шура» . Для тех, кто не в курсе, «Милли Шура» - это Национальный совет, одна из ветвей власти, созданная в Татарстане в 1917 году вместе с Духовным советом (Мэркэз Дини Шура). Зачем понадобился такой откат к решениям очень смутного периода? Видимо, ставка вновь делается на национализм и сепаратизм. И никого не должны обманывать пламенные заверения Рустама Минниханова в верности Владимиру Путину, который выступает «надежным гарантом сильной России».
Кремль они точно не обманули. Уже после пленарного заседания в федеральной прессе появились сообщения со ссылкой на источник в администрации президента РФ о том, что позиция Москвы по вопросу продления договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном не изменилась, так как «государство не должно строиться по договорному принципу».
Из всего происходящего можно сделать логичный, но очень неприятный вывод. Рустам Минниханов, видимо, понимает, что власть уплывает из рук, как неглупый человек, наверняка осознает, что сам виноват в этом. Ведь многие разделяют мнение, что руководитель республики, по-видимому, что зарвался, решая вопросы личного и семейного благополучия за счет жителей республики, и ищет новые инструменты для борьбы с федеральным центром, в том числе. Вв виде поддержки западных элит, за счет раздувания «национального вопроса», формирования «оппозиционной администрации» в рамках, казалось бы, аполитичного ВКТ. К чему это приведет? Прогнозы неутешительны: ухудшение качества и стабильности жизни в республике (в первую очередь, конечно, для населения), новый виток финансового кризиса, передел собственности, клановые войны. Вот такие вот Сабантуи, похоже, будет праздновать до недавнего времени благополучная республика.
Правообладатель иллюстрации Mikhail Metzel/TASS Image caption Студенты ждали Путина четыре часа ради трехминутной речи
Лишившемуся в прошлом году особого договора с Москвой Татарстану президент Владимир Путин уделил особое внимание в своей предвыборной кампании. Русская служба Би-би-си спросила у студентов и активистов, как они будут голосовать на выборах после того, как Москва пошатнула суверенитет республики.
За год до выборов Москва преподнесла жителям традиционно лояльного Татарстана сразу несколько поводов для дискуссий об отношении центра к республике. В июле Кремль не продлил Татарстану договор о разграничении полномочий, закреплявший особый статус региона и дававший право его главе называться президентом. А осенью разгорелся новый скандал: после долгих споров было отменено обязательное изучение татарского языка в школах.
"Когда Путин приедет?"
Татарстан - лишь один из десятка регионов, которые Путин посещает перед выборами, но нигде еще его программа не была такой насыщенной. За сутки (с 24 по 25 января) он поговорил с мусульманскими религиозными деятелями, посетил Казанский авиационный завод, встретился с президентом республики, съездил в Институт фундаментальной медицины Казанского федерального университета, навестил в больнице бывшего президента республики Минтимера Шаймиева и встретился с экипажем команды "КАМАЗ-мастер", победившей в ралли "Дакар-2018".
Казань попыталась встретить Путина вытоптанным на снегу у Кремля словом "Воры", но надпись убрали до приезда президента. Полиция заявила, что проверит действия авторов акции.
Активисты штаба Навального утверждали, что студентов Казанского университета заставляют идти на встречу с Путиным под угрозой снижения оценок - однако официально власти это опровергли. "Говорят, студентов начальных курсов отправляли туда, но обещали ли что-то взамен, не знаю", - сказал Би-би-си студент КНИТУ по имени Александр (сам он на встрече с Путиным не присутствовал).
"Я впервые об этом слышу. Разговора об отметках не было, потому что сессия уже закончилась, сегодня был последний день", - рассказала студентка, которая пришла на Форум студенческих клубов "Вместе вперед!". Именно там ожидалось финальное выступление президента.
У тех, кто увидел президента на сцене, никаких вопросов к Москве не было. Студент Аграрного университета по имени Динар заверил, что все "в целом поддерживают Путина". "Потому что это ведущая партия "Единая Россия"… Ой, он же в этом году не от партии выдвигается. Но мне кажется, что его все поддерживают", - поделился с Би-би-си Динар.
Правообладатель иллюстрации Kremlin.ru Image caption Особое внимание в этот год президент уделяет встречам с молодежьюСобравшиеся на встречу с Путиным студенты не беспокоились по поводу проблемы договора и обязательного татарского. Для них, как и для многих других жителей Казани, этот вопрос не главный.
Согласно опросу, проведенному татарскими исследователями из Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), 55% жителей Казани вовсе не знали о существовании особого договора, правда, примерно столько же заявили, что договор должен быть продлен. По тому же опросу и в татарских, и в русских семьях нет однозначного ответа на вопрос, должен ли быть национальный язык в школе обязательным.
"Сейчас уже многим понятно, что не сам президент был инициатором силового сценария в отношении государственных языков национальных республик. Это ошибка окружения", - накануне визита Путина татарский сайт Бизнес Online, назвав вопросы договора и татарского языка одной из главных интриг визита Путина.
"История с языком и с договором - я не придаю этому никакого значения, а ситуация с татарским языком меня вообще не затронула. Я буду голосовать за Путина. Даже волноваться, мне кажется, не стоит - его выберут!" - рассказала Би-би-си студентка Казанского федерального университета Алла. Как и другие участники встречи, она ожидала, что Путин выступит на форуме студентов с лекцией.
"А когда Путин приедет?" - спросил у корреспондента Би-би-си один из студентов, который ненадолго вышел в фойе, когда президент еще не зашел на арену. Вернувшись через несколько минут в зал, собеседник Би-би-си обнаружил, что Путин уже ушел.
"Кризис доверия к Путину и Минниханову"
"После отказа Москвы от продления договора с Татарстаном и отмены обязательного изучения татарского языка для школьников республики в 2017 году возник кризис доверия в татароязычной среде и к Путину, и к [главе Татарстана Рустаму] Минниханову, - уверяет Би-би-си татарский общественный деятель и политолог Руслан Айсин. - Вся татарская творческая элита обижена - писатели, артисты, журналисты, певцы - все они говорят, как нас унизили".
Татарстан - электорально важный регион для Путина и действующей власти. Из-за большого числа жителей, высокой явки и традиционно лояльного голосования именно Татарстан дает больше всего голосов федеральной власти на выборах. Так, на выборах президента в 2012 году за Путина проголосовали более 2 млн человек, это почти 4,5% от всех россиян, поддержавших его.
"У меня в голове не укладывается, что государственный язык преподается в добровольном порядке, а английский, хотя я не отрицаю его нужность, обязательный", - возмущается в разговоре с Би-би-си бывший председатель националистического движения Союз татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин. Сейчас он отбывает условный срок по обвинению в даче ложных показаний - уголовное дело он называет давлением за отстаивание прав татар.
"Мы не отрицаем, что Татарстан часть России. Мы говорим, что если мы являемся локомотивом, то должны иметь определенные преференции от этого. И это, в том числе, должно отражаться в наличии договора, наличии государственного татарского языка, который должен преподаваться в равном с русским объеме", - перечисляет претензии Набиуллин.
Активист движения "Азатлык" Батырхан Агзамов думает, что на общий результат президентских выборов в республике конфликт с федеральным центром не повлияет, а вот на явке может отразиться негативно.
Отмена обязательного изучения татарского и непродление договора может оказать влияние на результат выборов: традиционно самый высокий результат Владимиру Путину давали именно районы с татароязычными жителями, не соглашается с ним политолог Айсин.
Убирать обязательный татарский перед выборами - ошибка, уверен зампред общественной организации Всемирный форум татарской молодежи Айрат Файзрахманов. Но вряд ли это скажется на результате Путина в регионе: "Дадут те цифры, которые установят сверху. Будет высокая цифра, выше среднероссийской. Если не в самой Казани, то в районах явка контролируется администрациями. Они даже могут конкурировать между собой, чтобы показать высокую лояльность".
В последние шесть лет на избирательных участках стало много людей, которые приходят на выборы и, получая бюллетень, просят сказать их номер в списке избирателей, рассказывает бывший преподаватель Казанского федерального университета, член одной из казанских избирательных комиссий Искендер Ясавеев. "Это механизм контроля со стороны работодателя, механизм давления. Часто молодежь делает селфи с опусканием бюллетеня в урну. Это то же самое: говорят, нужно для отчета", - говорит Ясавеев.
Он утверждает, что за последние несколько лет практика мягких рекомендаций по голосованию на выборов добралась даже до преподавателей Казанского университета, ранее гордившегося своей автономией. "Ни в 2004, ни в 2008 годах такого не было. И вдруг в 2012 году это случилось. Нам мягко сказали: вы же понимаете, что нужно пойти на выборы, но, конечно, мы не говорим, за кого голосовать", - вспоминает Ясавеев.
В награду за четырехчасовое ожидание Путина в Казанском федеральном университете под музыку групп "БандЭрос" и "Звери" студенты получили от президента трехминутное поздравление с Днем студента.
Ни про договор, ни про татарский язык за весь свой визит Путин ничего не сказал.
«24 июля 2017 года истек срок действия договора о разграничении полномочий Российской Федерации и Республики Татарстан. Россия формально превратилась в единое государство без договорных элементов в федеративном устройстве», - написал на своей странице в «Фейсбуке» политолог и публицист Егор Холмогоров . По его мнению, «это, конечно, только первый шаг к действительно единой России».
Обращение депутатов Госсовета Татарстана, о котором 12 июля написала «Свободная пресса», федеральный центр оставил без всякого ответа. Напомним: народные избранники республики настоятельно рекомендовали Москве продлить прежние отношения на новый срок. И, в частности, оставить за главой региона наименование должности «президент».
Однако эта инициатива повисла в воздухе. Федеральный центр промолчал, на обращение не ответил и дал возможность прежнему договору о разграничении полномочий тихо скончаться.
Мало того, 20 июля на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле президент России недвусмысленно дал понять, что обязательное изучение татарского языка в одном из субъектов федерации России является нарушением Конституции. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», - заявил Путин .
Правда, никаких реальных шагов за этим заявлением президента пока тоже не последовало. Мало того, в самом Татарстане пока пытаются сделать вид, что никакого нарушения закона у них и нет. В частности, 25 июля министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что обязательное изучение татарского для жителей республики не является нарушением общероссийских законов.
Сейчас важно, какую позицию займёт федеральный центр, будет ли он и дальше последовательно проводить политику по выравниванию статуса всех регионов России, чтобы некоторые из них не были «равнее» других.
Я считаю, что и существование особого договора с Татарстаном и «лингвистический конфликт» в республике - это те проблемы, которые можно было решить значительно раньше, - говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. - Уже в 2007 году были все основания не продлевать особого договора с Татарстаном. Федеральный центр был уже достаточно силён. И курс на установление конституционно-правового единства страны был не только продекларирован, но и в значительной степени реализовывался.
Дело в том, что наша страна - конституционная федерация, а не договорная. То есть изначально Россия не была страной, учрежденой различными территориями, которые договорились о том, что вот теперь мы будем существовать вместе, каждый на своих особых условиях. Логика у нас обратная - изначально единая унитарная страна образовала различные субъекты федерации.
Развивать российский федерализм необходимо именно как конституционный федерализм. И на этом пути особый договор с Татарстаном был не нужным и даже опасным исключением. В начале 90-х годов имел место, по сути, конституционный распад России, когда десятки субъектов федерации добились для себя особых условий от федерального центра. Всё это, безусловно, должно уйти в прошлое.
Что касается вопроса о принудительном изучении татарского языка для тех, кто не является его носителем, то я считаю, что имеет место ущемление прав русского и русскоязычного населения республики, которое составляет 40% процентов от общего числа жителей Татарии. Поскольку изучение татарского языка шло в ущерб изучению русскому. На русский выделялось меньше часов в ходе учебного процесса. Это является прямой формой этнической дискриминации русских, проживающих в республике.
Такая дискриминация, которая систематически осуществляется в отношении любой этнической группы на основании региональных законов, неприемлема. При этом де-факто у Татарстана существует большая свобода манёвра. Это достаточно успешный в социально-экономическом и управленческом отношении субъект федерации. Есть все основания думать, что он останется таковым.
Но те моменты, в которых нарушаются законы Российской Федерации, должны быть устранены. Кроме перечисленных, это и вопрос наименования должности главы республики. Здесь даже не вопрос каких-то компромиссов. Эти нормы должны быть приведены к единству без всяких условий.
«СП»: - Не является ли та успешность Татарстана, о которой вы упомянули, как раз обусловленной тем, что республика, согласно договору, имела особые условия в налоговой сфере?
Здесь как раз существует свобода манёвра, почва для компромисса. Распределение налоговой базы, инвестиции - всё это вопросы, которые можно обсуждать.
Да, Татарстан не раз участвовал в федеральных программах, под которые получал значительные инвестиции. Думаю, что успешная экономическая модель Татарстана никуда не денется. Мало того, в каком-то смысле можно спроецировать данную модель на другие регионы России. Социально-экономическое укрепление регионов отвечает интересам страны в целом. Расширение прав регионов в смысле бюджетного федерализма нам бы не помешало, поскольку это нисколько не противоречит единству страны.
«СП»: - Если принять сегодняшний день как некую точку отсчёта, куда нам стоит двигаться дальше - может быть к ещё большей унификации разных субъектов федерации? Или наоборот, к тому, чтобы в общероссийском законодательстве закреплялись особенности ментальности и традиций разных народов России?
Я думаю, что мы в первую очередь должны двигаться к равенству регионов. Конечно, полной идентичности возможностей не достигнем никогда. И даже не стоит к этому стремиться. Регионы у нас слишком разные по своим людским, природным и прочим ресурсам.
Я даже считаю, что избыточная централизация в современной России, вернее - то, что порой называют избыточной централизацией, это способ компенсировать неравновесность регионов.
Неравновесность в целом можно преодолеть, перекроив административные границы в России не по этническому, а по социально-экономическому принципу. Таким образом будет создано меньшее количество экономически более сопоставимых друг с другом субъектов. Однако пока речь о такой реформе не идёт.
А что касается правового единства, нам уже сейчас необходимо двигаться к равенству субъектов федерации. Где-то увеличив полномочия краёв и областей, а где-то (как в случае с Татарстаном) ограничив «самодеятельность» национальных республик.
Я считаю, что некоторая принципиальность, которую проявил в последнее время Кремль в этом вопросе, оправдана, - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегического исследования Олег Неменский . - Особое положение Татарстана было незаметной, но при этом очень серьёзной угрозой единству России. Логика такова, что лучше уж со всеми субъектами федерации заключать особый договор, чем давать такую привилегию одной республике. Причём совершенно непонятно на каких основаниях. Принципиально тут чтобы все видели, что выстроена система равных для всех отношений.
Опасность распада России никуда не делась, хоть и уменьшилась. Поэтому необходимо формировать такие отношения между центром и регионами, которые препятствовали бы развитию центробежных тенденций при очередном политическом или экономическом кризисе.
Что касается самого Татарстана, то в нем есть свои проблемы и в межнациональных отношениях. Хотя считается, что опыт республики в этой сфере успешен, жалоб от представителей «нетитульных» народов там немало. Поэтому я считаю, что федеральный центр должен увеличить число рычагов, с помощью которых можно было бы влиять на ситуацию с межнациональными отношениями во всех республиках и областях России.
«СП»: - Стоит ли идти по пути дальнейшей унификации законов субъектов федерации или надо учитывать этнические, религиозные и прочие особенности регионов? Например, в республиках Северного Кавказа разрешить многожёнство?
Я думаю, что законодательство в регионах должно быть максимально унифицировано. Особенно важно решать вопрос с национальными республиками, где русские являются большинством, но при этом представители титульных наций больше представлены во власти, в бизнесе и т. д.
Подпишитесь на нас
Сегодня официально истек срок действия 10-летнего договора о разграничении полномочий между властями России и Татарстана, вступившего в силу 11 августа 2007 года. Месячной давности обещание пресс-секретаря Владимира Путина, что позиция Московского Кремля по поводу возможности его пролонгации «будет сформулирована и озвучена соответствующим образом», оказалось неисполненным. Хотя похоже, что эта позиция, не будучи озвученной для общественности, до казанского Кремля была доведена внятно и просто: «Не болтай».
Еще в конце прошлого года Фарид Мухаметшин и Рустам Минниханов как главы законодательной и исполнительной властей Татарстана вполне отчетливо говорили о желательности пролонгации договора. Но чем ближе становилась роковая дата его конца, тем сильнее было впечатление, что эта тема намеренно устраняется из публичной повестки.
Внезапный всплеск всколыхнул это политическое болото лишь за месяц до дня истечения договора: 11 июля Госсовет РТ (как было озвучено, по предложению 26 своих депутатов) принял . Однако хотя формально обращение и было посвящено теме договора, о нем в этом тексте было сказано уклончиво: договор, мол, «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» и вдобавок горячо поддерживается населением республики... Главным же, зачем парламент Татарстана обратился к президенту России, неожиданно оказалось не предложение продлить столь необходимый договор, а просьба «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».
После того как татарстанские законодатели столь отчетливо выразили готовность ради возможности для Рустама Минниханова зваться президентом пожертвовать особым статусом Татарстана, стали довольно очевидными два обстоятельства. Договор - всё, это во-первых...
Во-вторых же, при той легкости, с какой республиканские власти сдали принципиальный вопрос статуса, на их мнение по поводу декоративного титула федеральный центр может уже не обращать особого внимания. Таким образом определение «президент Татарстана» приблизилось к тому, чтобы в свой черед стать экспонатом музея татарстанской государственности.
К тому же исчезновение договора немедленно поставило на политическую повестку изменение самой Конституции РТ. И в первую очередь, ее главной - первой статьи. Ведь истекший договор не просто упоминается в ней, но и обосновывает особость положения Татарстана в РФ: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан...»
Готовятся ли в Татарстане к изменению основного закона? Или все еще надеются, что Владимир Путин, прочитав обращение Госсовета о былых заслугах договора, растрогается и согласится пролонгировать его на новый срок?
Автор этого письма к Путину - депутат Госсовета Николай Рыбушкин - на вопрос «Вечерней Казани», известно ли ему о какой-либо реакции на инициированное им обращение, безмятежно ответил: «Ничего не могу сказать - я на даче, пока не знаю». На вопрос к нему как к юристу - предстоит ли теперь переписывание Конституции? - он также ответил: «Не знаю».
В пресс-службе Госсовета РТ на просьбу «ВК», чтобы предстоящее изменение Конституции РТ прокомментировал Фарид Мухаметшин, сказали, что тот «находится далеко». Сегодняшний переломный день татарстанской государственности спикер Госсовета провел в Азнакаевском районе на фестивале народного творчества тюркских народов...
Правда, в самой татарстанской Конституции заложена глубоко эшелонированная оборона на случай ее изменения по требованию «извне». Ее статья 123 гласит, что не только а) положения 1-й статьи «могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан», но и б) для изменения самой этой 123-й статьи тоже необходим всенародный референдум.
А уж что можно сделать из обыкновенного референдума при наличии умелых рук и политической смекалки, жители Татарстана после марта 1992-го знают как никто... Но в настоящее время рецепт таких острых блюд, говорят, утрачен, и политики-практики вместе с юристами-теоретиками бьются преимущественно над вопросом: а нельзя ли как-то обойти это требование референдума?
Мы над этим думаем давно, обсуждаем эту тему и пока слабо представляем себе решение, - признался «ВК» один из авторов Конституции РТ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН Борис Железнов. - Вся нынешняя проблема описывается поговоркой «против лома нет приема». Руководство России решило, что не будет подписывать новый договор, и с этим ничего не поделать: любая из сторон вправе решить, подписывать или не подписывать...
Конечно, Конституцию придется изменять, теоретически возможен и референдум, отметил профессор Железнов. И, переспросив, не сделали ли за последние часы руководители Татарстана каких-либо заявлений на эту тему, заметил: «Я бы тоже в такой ситуации прятался»:
Недавно я видел Шаймиева - он тоже ничего не говорил об этом. Никто не готов к решению этого вопроса. Думали, что все-таки договор будет пролонгирован...
Впрочем, одна идея выхода из создавшейся травмирующей ситуации с наименьшими имиджевыми потерями у юристов все же есть. А именно: внесение изменений в Конституцию - отложить. Мало ли недействующих норм бывает в наших законах! Например, отмечает Борис Железнов, в той же Конституции РТ «норма о Конституционном суде Татарстана появилась в 1992-м, однако вместо него до 1998 года работал только Комитет конституционного надзора, и все молчали!».
В общем, это можно тянуть долго, по пословице «Улита едет, когда-то будет», - предполагает характер будущих событий вокруг татарстанской Конституции профессор Железнов. - А может, тем временем они еще и договорятся! Конституция России в 11-й статье предполагает ведь договорные отношения между федеральной властью и регионами...
Самые масштабные изменения основной закон Татарстана переживал 13 лет назад, когда Генпрокуратура РФ требовала приведения в соответствие федеральному законодательству более 50 статей Конституции РТ, начиная с исключения из нее заветного слова «суверенитет». Тогда улита татарстанской власти ехала в указанном Генпрокуратурой направлении так долго, что дело уже почти дошло до роспуска Госсовета РТ за «уклонение от исполнения судебных решений»... Тут уж нервы у республиканской элиты не выдержали, и Конституция была фактически переписана заново.
Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, в то время председатель парламентской комиссии по законодательству, тогда представлял Госсовет РТ в судах, успешно затягивая процесс приведения татарстанской Конституции в соответствие федеральному законодательству. И он согласен с профессором Железновым в том, что «тактика улиты» и сейчас может быть взята на вооружение.
Да, сегодня нет договора, а может, лет через 20 будет! - объяснил он «ВК». - Ведь оставили же в свое время в нашей Конституции выборность президента - а потом вернулись к ней. Так же и с договором может быть.
В самом деле, статья о выборности президента Татарстана остается наиболее ярким примером «спящей» юридической нормы. После отмены в 2004 году Владимиром Путиным всенародных выборов глав субъектов РФ в Татарстане не стали исключать из Конституции статью о выборах президента, а лишь специальным законом приостановили ее действие. А в 2012-м Дмитрий Медведев «амнистировал» выборность региональных глав - и норма Конституции РТ «проснулась»...